В 1956 г. Великий Русский воздушный путь соединил Западную и Восточную Европу с Китаем.
30 ноября 1956 г. ТУ104 МУТА П Рейс № AFL06 ПРАГА — МОСКВА (В) — ОМСК — ИРКУТСК — ПЕКИН.
2 декабря 1956 г. ТУ104 МУТА П Рейс № AFL05 ПЕКИН — ИРКУТСК — ОМСК — МОСКВА (В) — ПРАГА.
Этот рейс работал до середины апреля 1957 г. По действовавшему соглашению между ГУ ГВФ СМ (АЭРОФЛОТ) и национальной компанией AIR FRANCE (ЭР ФРАНС) от 29 июня 1954 г. в Праге рейс AFL05/AFL06 стыковался с рейсом ЭРФРАНС Париж — Прага.
24 ноября 1952 г. авиакомпания ЭРФРАНС вводит регулярный пассажирский рейс Париж — Бейрут — Карачи — Сайгон — Токио продолжительностью 51 час. Французская сторона на межправительственном уровне периодически обращалась к Правительству СССР предоставить воздушное пространство СССР для кратчайших перелетов между Парижем и странами Юго-Восточной Азии в том числе в Токио. На момент обращения СССР не была готова предоставлять воздушное пространство для полетов иностранных авиакомпаний над территорией СССР. В соответствии с международными требованиями на тот момент в СССР не было разработано новых воздушных коридоров для транзитных полетов иностранных воздушных судов.
Иностранные авиакомпании начнут выполнять регулярные полеты в СССР с апреля 1955 г. в аэропорты Вильнюс, Львов, Киев, Москва, Ленинград и Иркутск.
Выгодное географическое положение России позволяет организовать воздушные коридоры с минимальными расстояниями при перелетах из стран Азии в Европейские государства или в страны Северной Америки. Многолетняя практика мировых авиаперевозок доказала экономические приимущества воздушных коридоров над территорией России.
Участие России в реализации мировых проектов транспланетных воздушных магистралей начинается с Транссибирской международной воздушной магистрали ЕВРОПА — РОССИЯ — ЯПОНИЯ и с Трансазиатской ЕВРОПА — РОССИЯ — ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ.
21 января 1966 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о воздушном сообщении. Соглашение вступило в силу 3 марта 1967 г..
Началась подготовка к открытию нового воздушного коридора. После проведенных работ был подготовлен и утвержден воздушный коридор РОССИЯ — ЯПОНИЯ протяженностью 8015 км. (в том числе 900 км над водой) по маршруту: Шереметьево — Челобитьево — Электроугли — Черусти (обратно Ларионово) — Красная Горбатка — Суроватиха — Шумерля — Канаш — Мамадыш — Янаул — Кольцово (запасной аэродром на трассе) — Артемовский — Тобольск — Енисейск — Киренск — Муя — Магдагачи — Тырма — Кукан — Хабаровск (запасной аэродром на трассе) — Великая Кема — 43°36 N 138°15 E — 39°14 N 137°45 E — Дайго — Токио (Ренч) — Кисарудзу — Токио (Ханеда). Для выполнения полетов назначены самолеты ТУ-114 (116 мест): СССР-76464, СССР-76490, СССР-76459 (резервный). Экипажи МТУГА (ТУМВЛ) МГА СССР. Бригады бортпроводников авиакомпании JAL. Так же от АЭРОФЛОТ присутствовал переводчик.
17/18 апреля 1967 г. МТУГА (ТУМВЛ) на самолете и «Ту-114» СССР-76464 выполнило первый регулярный пассажирский рейс по маршруту: Рейс № SU440 Москва (Ш) — Токио (Х). В аэропорту Ханеда состоялась торжественная церемония.
17 (20) апреля 1967 г. ТУ114 (116) МТУГА П Рейс № SU440/JL441 МОСКВА (Ш) — ТОКИО (Х).
13 февраля 1969 г. подписан Меморандум по вопросам воздушного сообщения между МГА СССР (АЭРОФЛОТ) и министром транспорта Японии. Меморандумом предусматривается эксплуатация самолетов «Ил-62» на воздушной линии Москва — Токио. Японская сторона планирует эксплуатацию самолетов DC8.
5 апреля 1969 г. подписан Протокол переговоров между МГА СССР (АЭРОФЛОТ) и авиакомпанией JAL о продлении срока действия Коммерческого соглашения о совместной эксплуатации авиалинии Москва — Токио.
Как результат началась совместная эксплуатация самолетов «Ил-62» на маршруте. Это максимальное развитие новой ветки магистрали «Великий Русский воздушный путь».
3 (5) июня 1969 г. ИЛ62 (168) МТУГА/ДЖАЛ П Рейс № SU440/JL441 МОСКВА (Ш) — ТОКИО (Х).
С 1970 года начинается эпоха нового маршрута трассы Рынина используемый при полетах из Европы в Японию над территорией России.. Расстояние из Лондона в Токио составляет 10 700 км. Для сравнения расстояние из Лондона в Токио через Анкоридж по Полярному маршруту составляет 13 750 км.
По 1985 год Транссибирский маршрут ЕВРОПА — СССР — ЯПОНИЯ использовался иностранными авиакомпаниями: JAL,, AR FRANCE, ALITALIA, BOAC, BRITISH AIRWAYS, SAS, KLM,. LUFTHASA.
Трасса маршрута на участке Токио — Шереметьево была проложена севернее ранее действующего по схеме: Шереметьево — Ярославль — Вологда — Котлас — Сыктывкар — Ханты-Мансийск — Подкаменная-Тунгуска — Витим — Экимчан — Кукан — Хабаровск (запасной аэродром на трассе) — Великая Кема — 43°36 N 138°15 E — 39°14 N 137°45 E — Дайго — Токио (Ренч) — Кисарудзу — Токио (Ханеда). На трассе предусмотрено 4 запасных аэропорта к западу от Москвы. На участке между Москвой и Токио запасными аэропортами назначены Новосибирск (Толмачево) и Хабаровск (Новый). С советской стороны для сопровождения воздушных судов на трассе было подготовлено 100 диспетчеров свободно разговаривающих на английском языке. Для выполнения полетов эксплуатировались самолеты типов: BOEING 707, BOEING 747, DOUGLAS 8, DOUGLAS 10, AIRBUS А310, ИЛ62, ИЛ62М, ИЛ76Т.
С. Преображенский © ТАСС
27-28 января 1970 г. JAL на самолете и «Douglas 8-62» JA8031 «Awaji» (кап. Хидемаро Нагано) выполнило технический рейс по маршруту: Токио (Х) — Москва (Ш) — Париж (О) — Лондон (Х).
С. Преображенский © ТАСС
27 января 1970 г. выполнен первый участок перелета Токио (Х) — Москва (Ш) на борту находилась группа технических специалистов и представителей авиакомпании JAL (Сейтсу Учида, Казуаки Акияма, Хейма Кобанава и другие представители) во главе с генеральным менеджером авиакомпании JAL Митеуло Имагава,.
С. Преображенский © ТАСС
С. Преображенский © ТАСС
Встречал технический рейс начальник аэропорта Шереметьево А. Г. Кузнецов.
С. Преображенский © ТАСС
В аэропорту Шереметьево между представителями АЭРОФЛОТ, ДЖАЛ, МГА состоялось рабочее совещание.
Заместитель начальника по движению аэропрта Шереметьево А. С. Саулин и представители авиакомпании ДЖАЛ: Сейтсу Учида, Митеуло Имагава, Казуаки Акияма, Хейма Кобанава ознакомились с техническими данными аэропорта и условиями полетов по новой трассе.
После отдыха, 27 января 1970 года продолжился технический рейс на участке Шереметьево — Орли. 28 января 1970 г. продолжился технический рейс на участке Орли — Хитроу. В аэропорту Хитроу состоялась пресс-конференция.
МИРОВАЯ ПРЕССА О СОБЫТИИ
Журнал FLIGHT в выпуске № 17 от 5 февраля 1970 года разместил статью о перелет Токио — Москва — Париж — Лондон акцентируя внимание экономическим аспектам новой магистрали для иностранных авиаперевозчиков: — «… Важность сибирского маршрута заключается, конечно, в том. что это самый короткий путь между Токио и большинством западноевропейскими пунктами. По проложенному сейчас маршруту Лондон -Токио составляет 6 675 миль, 10 700 км по сравнению с 8 545 милями,13 750 км по полярному маршруту (Лондон — Анкоридж — Токио). С коммерческой точки зрения этот маршрут очень привлекателен для авиакомпаний, даже при низком объеме перевозок, поскольку тарифы I ATA одинаковы на всех маршруты, включая традиционный южный. Доход от сибирского маршрута относительно высок, а коэффициент безубыточности коэффициент загрузки низкий, вероятно, около 25 процентов. Пока маршрут будет эксплуатироваться в довольно ограниченном режиме – JAL, BOAC и AIR FRANCE вместе будут выполнять восемь обратных рейсов в неделю этим летом, из которых четыре будут выполняться JAL, тарифы, вероятно. останутся на нынешнем высоком уровне. Но если через несколько лет транссибирские перевозки в значительной степени заменят полярные перевозки в Японию, возможно, будет введен тариф, более тесно связанный с расстоянием. IATA в любом случае склоняется к тарифам, связанным с расстоянием,
но ключевым фактором здесь может стать позиция Аэрофлота, который, по всей видимости, пока доволен высокими тарифами. но может изменить свое мнение, если почует возможность увеличить валютную выручку.»
© FLIGHT GLOBAL
перевод интеллектуальной системой DeepL
СТАРТ ПЕРЕВОЗОК
С. Преображенский © ТАСС
28 (29) марта 1970 г. ДЖАЛ на самолете «Дуглас 8-62» JA8040 «Hida» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ441/ЯЛ440 Токио (Х) Москва (Ш) Париж (О).
© eBay
28 марта (5 апреля) 1970 г. ТУМВЛ (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ил-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ0201/SU0202 Париж (О) Москва (Ш) Токио (Х).
© eBay
9 (10) апреля 1970 г. ЭР ФРАНС на самолете «Боинг-707Б» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № АФ270/АФ269 Париж (О) Москва (Ш) Токио (Х).
13 апреля 1970 г. в Лондоне подписано соглашение между Великобританией и СССР, предоставляющее авиакомпании «Бритиш Юропиен Оверсис Эруэйз Корпоройшен» (БОАК) на правах партнерского пула выполнять транзитные полеты через территорию СССР из Лондона в Токио с промежуточной посадке в Москве (Ш).
© eBay
Л. Поликашин © РИА
2 (3) июня 1970 г. БОАК на самолете «Боинг-707-336C» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс ¹ БА860/БА861 Лондон (Х) Москва (Ш) Токио (Х).
2 (3) июня 1970 г. ДЖАЛ на самолетах «Дуглас 8-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ443/ЯЛ442 Токио (Х) Москва (Ш) Лондон (Х).
3 (4) июня 1970 г. ТУМВЛ (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ил-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ0207/SU0208 Лондон (Х) Москва (Ш) Токио (Х).
РАЗВИТИЕ
21 января 1971 г. Достигнута договоренность между делегациями Министерства гражданской авиации СССР и Министерства транспорта Японии об открытии регулярной авиалинии Копенгаген — Москва — Токио.
29 января 1971 г. на базе Транспортного управления международных воздушных линий (ТУМВЛ) гражданской авиации, Центра международных расчетов МГА организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота – ЦУМВС.
29 (31) января 1971 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолете «Ил-62» выполнило технический рейс Копенгаген Москва (Ш) Токио (Х).
в марте 1971 г. в связи с выставкой ЭКСПО власти Японии разрешили АЭРОФЛОТ и ДЖАЛ выполнять чартерные рейсы из Хабаровска в пункты Японии. Начались в Японии переговоры. Была достигнута договоренность об избрании г. Ниигата. Было разрешено начать полеты в середине 1971 г. По скольку аэропорт Ниигата находился в стадии реконструкции то были открыты рейсы Хабаровск — Токио.
31 марта (1 апреля) 1971 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ил-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ579/SU580 Копенгаген Москва (Ш) Токио (Х).
3 (4) апреля 1971 г. САС на самолетах «Дуглас 8-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СК981/СК982 Копенгаген Москва (Ш) Токио (Х).
24 апреля 1971 г. ДЖАЛ на самолете «Боинг 727» (ком. Мидзума) выполнила технический рейсы Токио (Х) Хабаровск.
6 мая 1971 г. ДВУГА (АЭРОФЛОТ) на самолете «Ан-12» выполнило технический рейс Хабаровск Токио (Х).
7 мая 1971 г. ДЖАЛ на самолетах «Боинг 727» вводит регулярные грузовые рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ621/ЯЛ622 Токио (Х) Хабаровск.
13 мая 1971 г. ДВУГА (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ан-12» вводит регулярные грузовые рейсы по маршруту: Рейс № СУ741/СУ742 Хабаровск Токио (Х).
2 июня 1971 г. ДЖАЛ на самолетах «Боинг 727» вводит регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ921/ЯЛ922 Токио (Х) Хабаровск.
4 июня 1971 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ту-134» вводит регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ695/СУ696 Хабаровск Токио (Х).
© eBay
© fpchendriks@online.nl
6 (7) апреля 1971 г. КЛМ на самолете «Ил-62» СССР-86652 начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № КЛ851/КЛ852 Амстердам Москва (Ш) Токио (Х).
1972 г.
3 (4) апреля 1972 г. ДЖАЛ на самолетах «Дуглас 8-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ449/ЯЛ446 Токио (Х) Москва (Ш) Копенгаген.
5 апреля 1972 г. ДЖАЛ на самолетах «Боинг 727» вводит регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ921/ЯЛ922 Токио (Х) *Хабаровск*.
7 апреля 1972 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ту-134» вводит регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ695/СУ696 Хабаровск *Токио (Х)*.
1973 г.
15 июня 1973 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолете «Ту-154» (144) СССР-85040 начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ695/СУ696 Хабаровск Ниигата.
20 июня 1973 г. ДЖАЛ на самолете «Б727» JA8325 начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЯЛ993/ЯЛ994 Ниигата Хабаровск.
Ю. Абрамочкин © РИА
31 июля (1 августа) 1973 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолете «Ил-62» СССР-86690 начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ577/SU578 Франкфурт-на-Майне Москва (Ш) Токио (Х).
© eBay
Минашкин © РИА
Минашкин © РИА
5 (6) августа 1973 г. ЛЮФТГАНЗА на самолете «Боинг-707-330B» D-ABUM «Бремен» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № ЛХ658/ЛХ659 Франкфурт-на-Майне Москва (Ш) Токио (Х).
31 октября (1 ноября) 1973 г. ЦУМВС (АЭРОФЛОТ) на самолетах «Ил-62» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы по маршруту: Рейс № СУ583/SU584 Рим Москва (Ш) Токио (Х).
МАРШРУТ ВЫГОДНЫЙ ВСЕМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ
© eBay
В 1985 году в соответствии с достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне Правительство СССР пошло на встречу обращениям иностранных авиаперевозчиков предоставить воздушное пространство СССР для прямых беспосадочных перелетов из Европы в Японию.
Был организован новый воздушный коридор ЕВРОПА — СССР — ЯПОНИЯ который интенсивно использовался иностранными авиакомпаниями: JAL, ANA, KOREAN AIR, AR FRANCE, ALITALIA, IBERIA, BOAC, BRITISH AIRWAYS, BRITISH CALEDONIAN AIRWAYS, VIRGIN ATLANTIC AIRVAYS, SAS, KLM,. SABENA, SWISSAIR, LUFTHASA, AUSTRIAN AIRLINES,, THY.
Трасса маршрута на участке Токио — Европа была проложена севернее ранее действующего маршрута также включала в себя новый участок над Балтийским морем: Гамбург — Дания — нейтральные воды Балтийского моря — Эстония — Ленинградская область — Мурманская область — Архангельская область — Котлас — Ухта — Салехард — Туруханск — Витим — Экимчан — Кукан — Хабаровск (запасной аэродром на трассе) — Великая Кема — 43°36 N 138°15 E — 39°14 N 137°45 E — Дайго — Токио (Ренч) — Кисарудзу — Токио (Нарита). Основные запасные Аэропорты Москва (Шереметьево) и Хабаровск (Новый). Для выполнения полетов эксплуатировались самолеты типов: BOEING 747,DOUGLAS 10, AIRBUS А310.
Ведущие мировые авиаперевозчики достигли своих целей выполнять полеты из Токио в Европу без промежуточной посадки в Шереметьево. При этом JAL, AIR FRANCE и SAS продолжили выполнять еженедельные транзитные рейсы.
03.04 1986 г. 747 FY JL441 NRT — SVO — CDG
31.03 1986 г. 747 FY JL440 CDG — SVO — NRT
06.04 1986 г. 747 FJY AF269 NRT — SVO — CDG
05.04 1986 г. 747 FJY AF270 CDG — SVO — NRT
02.04 1986 г. DC1 FY SK982 NRT — SVO — CPH
01.04 1986 г. DC1 FY SK981 CPH — SVO — NRT
04.04 1986 г. 747 FY JL447 NRT — SVO — FRA
05.04 1986 г. 747 FY JL446 FRA — SVO — NRT
С 1988 года в период летней навигации европейские авиаперевозчики возобновляют транзитные полеты через Шереметьево по схеме или при полетах в Токио, или полетах из Токио. Осенью 1988 JAL, BRITISH AIRWAYS, KLM, LUFTHANSA возобновляют транзитные рейсы через Шереметьево как при полетах в Токио так и из Токио.
30.10 1988 г. 747 PCFY JL441 NRT — SVO — CDG
31.10 1988 г. 747 PCFY JL440 CDG — SVO — NRT
30.10 1988 г. 747 FJY AF269 NRT — SVO — CDG
05.11 1988 г. 747 FJY AF270 CDG — SVO — NRT
03.11 1988 г. 747 PCFY JL443 NRT — SVO — LHR
04.11 1988 г. 747 PCFY JL442 LHR — SVO — NRT
02.11 1988 г. 747 FJM BA018 NRT — SVO — LHR
01.11 1988 г. 747 FJM BA017 LHR — SVO — NRT
02.12 1988 г. 747 FY KL864 NRT — SVO — AMS
08.12 1988 г. 747 FY KL863 AMS — SVO — NRT
30.10 1988 г. DC1 CMFY SK982 NRT — SVO — CPH
05.11 1988 г. DC1 CMFY SK981 CPH — SVO — NRT
03.11 1988 г. 747 FCY LH713 NRT — SVO — FRA
02.11 1988 г. 747 FCY LH712 FRA — SVO — NRT
Автор Парамонников М. Л.
08.07.2023
обновлено 08.07.2023
обновлено 11.07.2023