1 мая 1921 г.
дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» на самолете «Илья Муромец» Г-2 с двигателями РБВЗ 4Х150 л.с. открыл первую регулярную почтово-пассажирскую пересадочную через Орел воздушную линию по маршруту:: Москва — Тула (т.) — Орел/Орел — Курск (т.) — Харьков
Воздухлиния находилась в ведении Начвоздухресп..
Был создан штаб управления воздухлинией. Установлена частота движения два-три рейса в неделю. Груз фельдегерская почта. Основные пассажиры командировочные лица. Одновременно из Москвы и Харькова в направлении Орла вылетало два самолета. В Орле происходил обмен грузами, почтой и пассажирами. Заявки на перевозку почты и пассажиров поступали от Штабвоздухресп.).
___
30 апреля 1922 г.
в Москве на Ходынском поле открылась аэростанция.
Рекламная промолистовка общества АВИАКУЛЬТУРА открытия воздушной линии Москва — Нижний Новгород 1922 г. © ЦАКФД.
___
Пилот Я. Н. Моисеев © ЦАКФД.
15 июля 1923 г.
ДОБРОЛЕТ открыл первую регулярную почтово-пассажирскую воздушную линию СССР. На самолете «Junkers F13» R-RDAE «Промбанк» (п. Я. Н. Моисеев) выполнен первый демонстрационный рейс с пассажирами Москва (Б) — Нижний Новгород.
Расписание первого регулярного рейса ДОБРОЛЕТ Москва — Нижний Новгород. © ЦАКФД.
___
15 июня 1924 г.
ДОБРОЛЕТ начинает эксплуатацию самолета «АК-1» R-RDAX «Латышский стрелок».
___
ТРАНСАВИАЦИЯ
Расписание движения самолетов Треста ТРАНСАВИАЦИЯ из Москвы 1 мая 1933 г. © МПС.
___
в мае 1936 г.
ГУ ГВФ АЭРОФЛОТ начинает эпизодическую эксплуатацию самолета «DC2» URSS-M25 на воздушной почтово-пассажирской линии Москва — Клуж — Прага.
___
19 (20) августа 1937 г.
ГУ ГВФ АЭРОФЛОТ на самолете «ПС-35» (АНТ-35) URSS-M131 (п. Демченко, п. Новиков, б/м. Монахов, б/м. Кошкин, ) выполнен технический почтово-пассажирский рейс Москва (Б) — Великие Луки — Рига — Стокгольм.
___
осенью 1938 г.
в аэропорту Быково в авиаотряде авиации специального применения для борьбы с малярией и вредителями сельскохозяйственных культур начались эксплуатационные испытания самолета «СХА-1».
___
в 1943 г.
в аэропорту Внуково началась эксплуатация самолетов «С-47».
___
22 августа 1947 г.
на самолете «Ил-12» выполнен первый технический с пассажирами.
___
26 апреля 1947 г.
в аэропорту Внуково началась техническая эксплуатация самолетов «Ил-12».
26 (28) апреля 1947 г.
МУТА на самолете «Ил-12» СССР-Л1378 (ком. И. Денисов) выполнило первый продолжительностью 23 ч. 30 мин. почтово-грузовой технический рейс Москва (В) — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Чита — Хабаровск.
___
25 июня 1954 г.
в аэропорту Внуково началась техническая эксплуатация самолетов «Ил-14».
МУТА на самолете «Ил-14» выполнило первые почтово-грузовые технические рейсы № 81/82 Москва (В) — Актюбинск — Ташкент.
___
1 мая 1955 г.
в аэропорту Внуково началась техническая эксплуатация самолетов «Ил-20 (Ил-28П)».
на самолетах «Ил-20 (Ил-28П)» вводятся регулярные почтовые и матричные рейсы Москва (В) — Свердловск.
___
10 февраля 1956 г.
аэропорт Внуково начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Конвэйр».
___
в декабре 1957 г.
аэропорт ВНУКОВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Дуглас 6».
___
18 февраля 1958 г.
аэропорт ВНУКОВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Викерс Вискоунт».
в июне 1958 г.
аэропорт ВНУКОВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Дуглас 7».
в июле 1958 г.
аэропорт ВНУКОВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Локхид L1049G».
___
25 мая 1959 г.
аэропорт Внуково начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Каравелла».
31 июля 1959 г.
аэропорт Внуково начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Боинг 707».
3 декабря 1959 г.
аэропорт Внуково начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами DH-106 «Комета 4B».
___
с 1 аперля 1960 г.
аэропорт ВНУКОВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Локхид L-188 Электра».
___
7 апреля 1962 г.
новому аэропорту МУТА ГВФ в районе поселения Елгазино присвоено наименование ДОМОДЕДОВО. В этот день вышел приказ начальника У ГВФ № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
1 декабря 1962 г.
МУТА на самолете «Ил-18» СССР-75688 (ком. А. И. Самойлов) выполнило технический рейс для приемки ИВПП в аэропорту ДОМОДЕДОВО.
___
19 января 1963 г.
в аэропорту ШЕРЕМЕТЬЕВО открылся первый в СССР автоматизированный почтовый терминал.
28 апреля 1963 г.
в аэропорту ВНУКОВО открылся пассажирский аэровокзал ВНУКОВО-2.
4 июня 1963 г.
в аэропорту ВНУКОВО 2 произвел посадку пассажирский самолет «Ил-62» СССР-06156.
7 июня 1963 г.
в аэропорту ВНУКОВО 2 состоялась презентация самолета «Ил-62» СССР-06156. На борту самолета министр Е. Ф. Логинов для представителей иностранных СМИ провел конференцию.
8 июня 1963 г.
в аэропорту ВНУКОВО 2 на пассажирском самолете «Ил-62» СССР-06156 выполнен демонстрационный полет.
29 июля 1963 г.
на аэродроме Жуковский выполнил испытательный полет самолет «Ту-134» («Ту-124А») СССР-45075 (ком. А. Д. Калина, 2-п. Е. А. Горюнов).
12 августа 1963 г.
на самолете «Ил-18» в аэропорт ДОМОДЕДОВО выполнен фруктовый рейс. Доставлено 9 тонн персиков из Андижана..
10 сентября 1963 г.
МТУАСПИМВЛ на самолете «Ан-24» выполнило технический рейс Москва (Б) — Воронеж.
___
Аэропорт Домодедово. Москва. ок. 1966 г. © «Авиареклама».
20 мая 1965 г.
на основании Приказа МГА СССР в аэропорту ДОМОДЕДОВО введен в эксплуатацию аэровокзальный комплекс.
___
в мае 1966 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Дуглас 8».
___
в марте 1968 г.
аэропорт Шереметьево начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Боинг 727».
в марте 1968 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Дуглас 9».
10 марта 1968 г.
в аэропорту БЫКОВО началась программа сертификационных испытаний самолетов «Як-40». На самолете «Як-40» СССР-19673 впервые выполняются технические полеты Москва (Б) — Саратов — Чебоксары.
5 мая 1968 г.
МТУ СПиМВЛ в аэропорту БЫКОВО начинает программу технических эксплуатационных рейсов самолетов «Як-40».
в мае 1968 г.
МТУ СПиМВЛ на самолете «Як-40» выполнило технический рейс Москва (Б) — Липецк.
в июне 1968 г.
МТУ СПиМВЛ на самолете «Як-40» СССР-87674 выполнило технический рейс Москва (Б) — Ростов-на-Дону.
в июле 1968 г.
МТУ СПиМВЛ на самолете «Як-40» выполнило технический рейс Москва (Б) — Тула.
18 августа 1968 г.
МТУ СПиМВЛ в аэропорту БЫКОВО завершило программу технических эксплуатационных рейсов самолетов «Як-40». На самолете «Як-40» (ком. Е. Матвеев, 2-п. Ю. Мишин, б/м. Г. Калугин) выполнены технические эксплуатационные рейсы Москва (Б) — Харьков — Краснодар, Москва (Б) — Мурманск.
30 сентября 1968 г.
МТУ СПиМВЛ на самолете «Як-40» СССР-87675 (М. Г. Щербаков) выполнило технический рейс с пассажирами Москва (Б) — Кострома.
в декабре 1968 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами HS121 «Trident».
___
© РИА
21 мая 1969 г.
в аэропорту ШЕРЕМЕТЬЕВО состоялась демонстрация сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» СССР-68001.
___
5 февраля 1972 г.
Министр гражданской авиации издал приказ о допуске самолетов «Ту-154» с тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2 к выполнению пассажирских перевозок. Решено начать полеты по трассам Москва — Минеральные Воды и Москва — Симферополь. Установлены следующие минимумы для захода на посадку в режимах: директорного управления — 120 Х 1200 метров, СП-50—150 Х 1500 метров, ОСП—200 Х 2000 метров. Определен также аэронавигационный запас топлива — 6 тонн. Количество пассажиров 144—152 человека. Перевозка багажа в контейнерах. В состав экипажа самолета «Ту-154» входят: командир корабля, второй пилот, штурман, бортинженер и пять бортпроводников. Новый лайнер Аэрофлота предназначен для эксплуатации на средних магистралях. Он имеет крейсерскую скорость 900—940 километров в час, 164 пассажирских места. Дальность полета составляет 4200 км.
18 февраля 1972 г.
МТУГА на самолете «Ту-154» (144) СССР-85016 (ком. Е. Н. Багмут) выполнило с пассажирами технические рейсы № 779/780 Москва (В) — Симферополь.
7 июля 1972 г.
в аэропорту Москва Шереметьево завершился демонстрационный 204 дневный перелет самолета «Як-40» СССР-87791 по 99 аэропортам стран Латинской Америки: Колумбия — Эквадор — Перу — Боливия — Чили — Аргентина — Уругвай — Бразилия — Венесуэла — Коста-Рика — Панама — Мексика — Канада — Аляска — Чукотка.
3 августа 1972 г.
на самолете «Ту-154» СССР-85021 с пассажирами на борту выполнен технический рейс Москва (Ш) — Берлин (Ш).
25 августа 1972 г.
ЦУМВС на самолете «Ту-154» СССР-85021 с пассажирами на борту выполнило рейс № SU142 Прага — Москва (Ш).
___
18 января 1973 г.
из аэропорта Шереметьево на самолете «Як-40» СССР-87597 (ком. В. Мухин) начался демонстрационный полет по 17 странам Африки.
24 января 1973 г.
в аэропорту Шереметьево началась реконструкция. Новые усиленные стоянки, строительство новой ИВПП, строительство нового павильона для прибывающих пассажиров, начало строительство нового цеха бортового питания.
22 марта 1973 г.
в аэропорту Шереметьево на самолете «Як-40» СССР-87597 завершился демонстрационный полет по 17 странам Африки.
в сентябре 1973 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Boeing 737».
___
10 марта 1974 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Lockheed L-1011-385-1 TriStar 1».
Специалисты Роллс-Ройс, Локхид и авиакомпании «Court Line» для ознакомления с самолетом «Локхид Л-1011 ТриСтар-1» (Lockheed L-1011-385-1 TriStar 1 G-BAAA «Halcyon Days») авиакомпании «Court Line» выполнили в Москву технический рейс. Лондон — Москва (Ш).
11 марта 1974 г.
авиакомпании «Court Line» на самолете (Lockheed L-1011-385-1 TriStar 1 G-BAAA «Halcyon Days») выполнила демонстрационный полет двухчасовой полет с представителями МГА СССР на борту.
12 марта 1974 г.
самолет (Lockheed L-1011-385-1 TriStar 1 G-BAAA «Halcyon Days») осмотрели военные специалисты министерства обороны СССР.
13 марта 1974 г.
завершилась демонстрация самолета «Локхид Л-1011 ТриСтар-1». Авиакомпания «Court Line» выполнила обратный технический рейс Лондон — Москва (Ш).
___
19 июля 1977 г.
УГАЦ в аэропорту БЫКОВО начинает обслуживание самолетов «Л-410».
УГАЦ на самолете «Л-401М» СССР-67213 (ком. Н. Н. Солодов, 2-п. В. П. Миронов, инж. Е. Н. Поляков) выполнило технический рейс Москва (Б) — Кострома.
___
в марте 1978 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Airbus A300».
___
СССР-42313 БЫКОВО — КРАСНОДАР
Аэропорт Быково. Москва ЯК-42 СССР-42313. Подготовка к вылету. 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Быково. Москва ЯК-42 СССР-42313. Бортпроводник Т. Злобина. 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Быково. Москва ЯК-42 СССР-42313. Пассажиры (члены комиссии МГА, МТУГА, СМИ СССР) первого технического пассажирского рейса Москва (Б) — Краснодар. 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Пашковский. Краснодар ЯК-42 СССР-42313. Командир экипажа первого технического рейса с пассажирами Москва (Б) — Краснодар Ю. С. Сокол, . 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Пашковский. Краснодар ЯК-42 СССР-42313. Подготовка багажных контейнеров к вылету рейса Краснодар (П) — Москва (Б). 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Пашковский. Краснодар ЯК-42 СССР-42313. Подготовка к вылету рейса Краснодар (П) — Москва (Б). 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
Аэропорт Пашковский. Краснодар ЯК-42 СССР-42313. Посадка пассажиров на рейс Краснодар (П) — Москва (Б). 16 декабря 1980 г. © ТАСС.
16 декабря 1980 г.
УГАЦ на самолете *«Як-42» СССР-42313 (ком. Ю. С. Сокол, 2-п. А. М. Гуськов, б/пр. Т. Злобина) с пассажирами на борту выполнило технический рейс БЫКОВО — *КРАСНОДАР**.
___
22 января 1982 г.
ЦУМВС на самолете «Ил-86» с пассажирами на борту выполнило демонстрационный технический рейс № SU535/SU536 Москва (Ш2) — Ташкент — Дели.
27 февраля 1982 г.
на самолете «Ил-18Д» (ГАЛ) СССР-74267 в Москву возвратились участники 27-й Антарктической экспедиции выполнив перелет по маршруту станция Молодежная — Мапуту — Аден — Каир — Москва (В).
в феврале 1982 г.
МАП на самолете «Як-42» выполнило демонстрационный технический рейс Москва (Ш) — София.
3 марта 1982 г.
самолетом «Ил-76Т» орагнизована доставка спецснаряжения для участников экспедиции восхождения на Джомолунгму выполнен спецрейс Москва (Ш) — Ташкент — Дели — Катманду.
5 марта 1982 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО 2 начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Боинг 747». JAL на самолете «Боинг 747» выполнила технический рейс ТОКИО — МОСКВА (Ш2) — Париж
17 марта 1982 г.
ЦУМВС на самолете «Ил-62М» выполнило технический рейс МОСКВА (Ш2) — АБУ-ДАБИ.
в мае 1982 г.
аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО 2 начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Дуглас 10».
30 августа 1982 г.
начинает работу фирменный пригородный электропоезд «Аэрофлот» сообщением Москва Павелецкая — аэропорт ДОМОДЕДОВО.
___
15/16 марта 1983 г.
МТУГА на самолете «Ил-86» (350) СССР-86016 (ком. В Донченко, 2-п. А. Березин шт. В. Сухорукин, б/и. В. Матушкин, б/п. Л. Шустова) выполнило беспосадочный технический рейс по маршруту 6500 км.: рейс № 28901 МОСКВА (В) — ХАБАРОВСК.
18 марта 1983 г.
МТУГА на самолете «Ил-86» (350) СССР-86016 (ком. В Донченко, 2-п. А. Березин шт. В. Сухорукин, б/и. В. Матушкин, б/п. Л. Шустова) выполнило технический рейс № 28902 Хабаровск — Красноярск (Е) — Москва (В).
2 апреля 1983 г.
ЦУМВС на самолетах «Ил-76Т» вводит грузовые рейсы МОСКВА (Ш) — ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ.
25 июня 1983 г.
МТУГА Домодедовское АП на самолёте «Ил-62М» (174) СССР-86484 (экипаж: В. Каргин, В. Чернобыль, В. Языков, В. Логинов, Н. Столяров, провер. ком. летн. подр. Домод. АП Ю. Макаров) для приемки ИВПП выполнило технический рейс Москва (Д) — Якутск
19 (25) июля 1983 г.
ЦУМВС на самолете «Ил-86» (20/296) СССР-86054 (ком. Ю. Овсянников, 2-п. В. Ревякин, шт. М. Никонов, б/и. В. Расщупкин (обр. ком. В. Одинец) ст. б/пр. Н. Петухова) выполнил технический пассажирский рейс № SU333/SU334 МОСКВА (Ш2) — Шаннон — Гандер — ГАВАНА.
28 сентября 1983 г.
ЦУМВС на самолетах «Ил-76Т» вводит грузовые рейсы Москва (Ш) — Берлин (Ш).
20 октября 1983 г.
в аэропорту Шереметьево состоялась торжественная церемония по поводу закладки автоматизированого грузового терминала АГК ШЕРЕМЕТЬЕВО.
6 декабря 1983 г.
ЦУМВС на самолетах «Ил-76Т» вводит грузовые рейсы Москва (Ш) — Париж (Р).
31 декабря 1983 г.
МТУГА на самолете «Ил-62М» (174) для приемки ИВПП и готовности к приему самолетов «Ил-62М» аэропорта Угольный выполнило технический рейс МОСКВА (Д) — АНАДЫРЬ (У).
___
© ebay
12 (13) апреля 1985 г.
аэропорт Шереметьево начинает обслуживать рейсы сверхзвуковых пассажирских самолетов «Concorde». BRITISH AIRWAYS На самолете «Concorde» G-BOAE впервые выполнила чартерные туристические рейсы № BA9086C/BA9087C Лондон (Х) — Москва (Ш).
___
в мае 1987 г.
аэропорт Шереметьево начинает обслуживать рейсы выполняемые самолетами «Боинг 767».
___
в феврале 1992 г.
в аэропорту Шереметьево начинается программа технических эксплуатационных рейсов самолетов «Ил-96-300» на воздушной линии Москва (Ш) — Берлин (Ш).
___
4 июля 1992 г.
в аэропорту Шереметьево 1 авиакомпания «Российские международные авиалинии (РАЛ)» получила в эксплуатацию первый пассажирский самолет «Airbus A310-304» №646 F-OGQU «Скрябин» выполнен перелет Тулуза — Париж — Москва (Ш1).
___
13 июля 1993 г.
Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации издал приказ № ДВ-94 о допуске пассажирских самолетов «Ил-96-300» в количестве десяти едениц для выполнения регулярных пассажирских перевозок на внутренних воздушных лининях с 14 июля 1993 г.
___
31 марта 2003 г.
завершилась работа аэропорта БЫКОВО. ЦЕНТР-АВИА на самолете «Як-42» из аэропорта БЫКОВО выполнила завершающий рейс № ЦР301/ЦР302 Москва (Б) — Магнитогорск.
___
12 мая 2013 г.
АЭРОФЛОТ на самолете «Боинг 777-300ER» VP-BGC «Багратион» выполнил первый рейс № SU1482 Москва (Ш) — Красноярск (Е).
___
2023 г.
Московский авиационный узел, МАУ (ИАТА: MOW) — система аэропортов Москвы и Московской области. Основной состав международные аэропорты: ШЕРЕМЕТЬЕВО, ДОМОДЕДОВО, ВНУКОВО, ЖУКОВСКИЙ.
Так же в состав входят вспомогательные аэропорты: ОСТАФЬЕВО, ЧКАЛОВСКИЙ.
МАУ находится в пределах Московской воздушной зоны (МВЗ) которая с 3 декабря 2020 г. является структурой воздушного пространства и в совокупности с Региональным центром единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) входят в состав филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».