Первые воздушные ворота Кузбасса с многолетней историей находятся на трансконтинентальной воздушной магистрали ТРАССА РЫНИНА.

Аэропорт Спиченково

НОВОКУЗНЕЦК
 НВК  НКЦ  NOZ

Аэропорт Спиченково. ТУ-154М. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК АЭРОБРИФИНГ

17 августа 1930 г. выполнен первый полет на самолете У-1 «Авро» (п. И. Легконогов и б/м. П. Колесников) НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

15 сентября 1930 г. установлено регулярное воздушное сообщение НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

9 мая 1931 г.. СУВЛ «Граждвоздухфлот» организованло работу регулярной почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК.

в 1933 г.. установлено регулярное воздушное сообщение из Сталинска в Сосновку, Ильинку и Таштагол.

3 марта 1934 г. в первые выполнен полет СТАЛИНСКПРОКОПЬЕВСК.

в 1935 г.. ЗСТУ на самолетах «К-5» начинает выполнять регулярные рейсы на почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСККЕМЕРОВОСТАЛИНСК.

1946 г. в Сталинске (Новокузнецке) образовано Сталинское отдельное Авиазвено самолетов «По-2» ЗСТУ ГВФ.

1948 г. Сталинское отдельное авиазвено и аэродром Сталинск (Абагур) вошли в состав образованной аэроэкспедиции №7 Западно-Сибирского геологического управления (СССР Министерство геологии).

17 августа 1952 г. произошло объединение ведомственых авиаотрядов и аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления. Аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления и вошедшие в неё ведомственые авиаотряды вошли в состав ЗСТУ ГВФ. Место базирования образованого авиаотряда назначен аэродром Абагур и Ильинское. Первое время в авиаотряде числилось 10 самолетов «По-2». Самолеты стали стали состоять на балансе ЗСТУ ГВФ после передачи Министерством геологии СССР. Первым командиром был назначен Муравьев М. Ф.

3 сентября 1952 г. в состав 7-й аэроэкспедиции Министерства Геологии СССР вошла 3-я АЭ расформированного кемеровского 258-го АОСП. Присвоено нааименование 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР.
В 1952 году основными местными воздушными линиями были: СТАЛИНСКЕЛЬЦОВКАБИЙСК; СТАЛИНСКТОГУЛБАРНАУЛ; СТАЛИНСКНОВОСИБИРСК; СТАЛИНСККЕМЕРОВО; СТАЛИНСКАБАЗА;

1952 г. началась эксплуатация самолетов «По-2».

январь 1953 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-2». На местных воздушных линиях началась замена самолетов «По-2».

1 февраля 1954 г. 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР и все авиаотряды, находившиеся в районе Сталинска, преобразована в 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Базовый аэродром Сталинск (Абагур).

1955 г. началась эксплуатация самолетов «Як-12».. Самолеты предназначались для выполнения АХР по обработке лесов.

1955 г.. на самолетах «Як-12» и «Ан-2» начинается перевозка пассажиров и почты на местных воздушных линиях. Выполнен первый почтово-пассажирский рейс НОВОСИБИРСКСТАЛИНСК.

1956 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-4».. Вертолеты предназначались для выполнения АХР. Открывается новая почтово-пассажирская воздушная линия НОВОКУЗНЕЦККЕМЕРОВОТОМСК.

1957 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-1».. Выполнялись АХР, срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, аэромагнитная съемка.

1958 г. организована служба РЭСОС.

1960 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ принимаетучастие в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей.

в марте 1961 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ в аэропорту Прокопьевск (Ясная поляна) организовала базмрование самолетов «Як-12» и «Ан-2». Из аэропорта Прокопьевск начинают выпролняться регулярные почтово-пассжириские рейцы в Новосибирск, Томск, Барнаул, Тогул, Кытманово, Ельцовку, Бийск, Белокуриху.
В аэропорту Сталинск (Абагур) организована вертолетная авиационная эскадрильья в составе 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, освоен новый вид
работ на вертолете- аэромагнитная съемка.
Организовывается работа аэропорта Спасск. Начинается развитие сети местных воздушных линий из аэропрта Спасск в поселки Талон, Майский, Мрас-Су, Камзасс, Кабырза, Сынзасс, Усть-Анзасс, Ортон, Междуреченск.

в 1963 г. на месте будущего аэропорта Бунгур заместитель командира авиаэскадрильи вертолетов Смельский Ю. В. совершил первую посадку.

26 июня 1963 г. вышел Приказ ГУ ГВФ СМ СССР № 072 о образовании на базе 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ. Начались мероприятия по закрытию аэродрома Новокузнецк (Абагур).

в июле 1963 г. завершилось образование Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ и 184-го летного отряда (184 ЛО).

в апреле 1964 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ перебазировалась в аэропорт Новокузнецк (Бунгур). С нового аэродрома выполнялись полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах «Ан-2» и вертолетах «Ми-1», «Ми-4».

в 1964 г. в связи с интенсивным развитием Кузбасса и необходимостью обеспечения населения воздушным транспортом МГА СССР приняло решение о строительстве на юге Кузбасса нового аэродромного комплекса. Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе поселка Спиченково в 20 километрах от Новокузнецка.

27 июля 1964 г. официально образован Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ.

15 сентября 1964 г. Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ получил наименование Новокузнецкий ОАО ЗС УГА.

в 1965 г. в районе поселка Спиченково началось строительство аэропорта.

ИЛ-14 СССР-41867 ЗСУГА . Спиченково. Новокузнецк. 5 апреля 1967 г. (Г. Монин)

5 апреля 1967 г.
начинается работа аэропорта НОВОКУЗНЕЦК (СПИЧЕНКОВО). ЗСУГА на самолете «Ил-14» СССР-41867 (ком. заслуженый пилот СССР начальник ЗСУГА Л. А. Ширяев) выполнен первый технический рейс НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК. Началось перебазирование 184 ЛО из аэропорта Бунгур в аэропорт Спиченково.

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК (С).

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСК (Т) — КЕМЕРОВОНОВОКУЗНЕЦК (С).

22 мая 1967 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-8»..

Здание КДП. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © ЗСУГА.

Привокзальная площадь.. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК

в сентябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание КДП и наземных служб. Аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ил-18».

с 15 ноября 1967 г. ЗСУГА на самолетах «Ил-18» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 309/310 МОСКВА (Д) — НОВОКУЗНЕЦК.

в ноябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание гостиницы.

1 февраля 1968 г. в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) открылся для обслуживания пассажиров аэровокзал.

с 1 февраля 1968 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ан-24».

1 февраля 1968 г. ЗСУГА на самолетах «Ан-24» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № З83/З84 НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦККРАСНОЯРСК.

в 1968 г. в связи с увеличением парка обслуживаемых вертолётов, в Новокузнецком ОАО образованы две вертолётные авиаэскадрильи (АЭ): 1-я АЭ («Ми-4», «Ми-8»), 2-я АЭ («Ми-1», «Ми-2»).

с 15 марта 1971 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Як-40». ВСУГА на самолетах «Як-40» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № В687/В688 БРАТСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦК.

в 1971 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-24РВ»..

в 1973 г. в Новокузнецком ОАО образованы три АЭ самолетов «Ан-24».

в декабре 1974 г. в Новокузнецком ОАО образован вертолётный 354-й ЛО состоящий из АЭ вертолетов «Ми-4», и АЭ «Ми-8»,«Ми-2».

21 июня 1976 г. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать транзитные рейсы самолетов «Ил-18» на трансконтинентальной воздушной линии (Трасса Рынина) ЛЕНИНГРАДВЛАДИВОСТОК . ДВУГА на самолетах «Ил-18» (89) выполнило первый регулярный пассажирский рейс № 8496 ВЛАДИВОСТОКХАБАРОВСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦКТЮМЕНЬЛЕНИНГРАД.

в 1980 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-26»..

с 1 января 1980 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Л-410».

в июне 1983 г. введён в эксплуатацию приписной аэропорт МВЛ Ташатагол Новокузнецкого ОАО.

20 июня 1985 г. введена в эксплуатацию новая ИВПП 2680х45 метров.

1 июля 1985 г. ЗСУГА (Толмачевский ОАО) на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы из аэропорта Новокузнецк (Спиченково).

с 1 января 1986 г.. через аэропорт Новокузнецк ДВУГА на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 3847/3848 ХАБАРОВСКЧИТАНОВОКУЗНЕЦКАЛМА-АТА.

с 1 июня 1986 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Ту-134». УУГА на самолетах «Ту-134А» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 7459/7460 ХАРЬКОВПЕРМЬНОВОКУЗНЕЦКИРКУТСК.

в июне 1988 г. 184-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 8-й ЛО ЗСУГА.

в июне 1988 г. 354-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 16-й ЛО ЗСУГА.

1 января 1991 г. на основании приказа МГА СССР № 232 от 9 октября 1990 г. в соответствии с решениями президиума совета отрасли от 9 июля 1990 г., Совета командиров ОАО ЗСУ ГА от 24 сентября 1990 г. и Совета трудового коллектива ЗСУ ГА от 25 сентября 1990 г. Западно-Сибирское управление ГА (ЗСУГА) реорганизовано.

1 января 1991 г.
на базе ЗСУГА МГА СССР образован концерн «Сибирские авиалинии» (СИБАВИА) в состав которого вошел Новокузнецкий ОАО.

летом 1991 г. началась эксплуатация самолетов «Ту-154».

летом 1992г.
Новокузнецкому ОАО присвоено наименование — НОВОКУЗНЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ с внутренним кодом — СЗ.

1993 г.
образована авиационая компания ОАО «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) с внутренним кодом — СЗ.

в 1993 г.
ВПЕРВЫЕ авиакомпания АЭРОКУЗНЕЦК из аэропорта Спиченково на самолете «Ту-154М» выполнила чартерные рейсы в Грецию и Кипр.

30 марта 1994 г.
образована авиационая компания АООТ «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) (свидетельство эксплуатации номер 325, АР-04-12-010 от 30 марта 1994 г.)с внутренним кодом — ЕП.

с 1999 г.. ОАО СИБИРЬ на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № С7809/С7810 МОСКВА (В) — НОВОКУЗНЕЦК.

27 марта 2000 г.
образована авиационая компания ЗАО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС) (свидетельство эксплуатации номер 211 АР-04-12-010 от 27 марта 2000 г.)с внутренним кодом — БН.

12 ноября 2001 г. ЗАО «Аэрокузбасс» реорганизовано в ООО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС).

5 апреля 2012 г. аэропорт Новокузнецк (Спиченково) получил статус международного аэропорта на основании разрешения № 439-Р выданным Правительством РФ. состоялась торжественая церемония презентации нового оборудования для обслуживания пассажиров междунарожных рейсов.

5 апреля 2012 г. СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолете «Боинг-757-2Q8» VQ-BAK выполнила первый международный чартерный рейс № NWS0035 НОВОКУЗНЕЦКБАНГКОК.

17 декабря 2013 г.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолетах «Боинг-767-300ER» VQ-BRA выполнила технический рейс в аэропорт Спиченково. Аэропорт Спиченково получил разрешение на прием и обслуживание воздушных судов «Боинг-767-300».

10 сентября 2016 г. Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) 10 сентября 2016 года внесена запись в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Новокузнецк (Спиченково) о пригодности к эксплуатации воздушных судов «Боинг-767».
Боинг-767-200(300)- без ограничений; Боинг-767-200ER- 10 самолето-вылетов в сутки; Боинг-767-300 ER- 2 самолето-вылета в сутки.

c 5 сентября 2018 г.. АО АЛРОСА на самолете «Боинг-737-800» (156) организовало полеты НОВОКУЗНЕЦКСАНЬЯ.

____________________________________

РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ

Схема местных воздушных линий из аэропорта Бунгур Нвокузнецк 1966г. © «Кузнецкий рабочий».

17 августа 1930 г. выполнен первый полет на самолете У-1 «Авро» (п. И. Легконогов и б/м. П. Колесников) НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

15 сентября 1930 г. установлено регулярное воздушное сообщение НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

9 мая 1931 г.. СУВЛ «Граждвоздухфлот» организованло работу регулярной почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК.

в 1933 г.. установлено регулярное воздушное сообщение из Сталинска в Сосновку, Ильинку и Таштагол.

3 марта 1934 г. в первые выполнен полет СТАЛИНСКПРОКОПЬЕВСК.

в 1935 г.. ЗСТУ на самолетах «К-5» начинает выполнять регулярные рейсы на почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСККЕМЕРОВОСТАЛИНСК.

1946 г. в Сталинске (Новокузнецке) образовано Сталинское отдельное Авиазвено самолетов «По-2» ЗСТУ ГВФ.

1948 г. Сталинское отдельное авиазвено и аэродром Сталинск (Абагур) вошли в состав образованной аэроэкспедиции №7 Западно-Сибирского геологического управления (СССР Министерство геологии).

17 августа 1952 г. произошло объединение ведомственых авиаотрядов и аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления. Аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления и вошедшие в неё ведомственые авиаотряды вошли в состав ЗСТУ ГВФ. Место базирования образованого авиаотряда назначен аэродром Абагур и Ильинское. Первое время в авиаотряде числилось 10 самолетов «По-2». Самолеты стали стали состоять на балансе ЗСТУ ГВФ после передачи Министерством геологии СССР. Первым командиром был назначен Муравьев М. Ф.

3 сентября 1952 г. в состав 7-й аэроэкспедиции Министерства Геологии СССР вошла 3-я АЭ расформированного кемеровского 258-го АОСП. Присвоено нааименование 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР.
В 1952 году основными местными воздушными линиями были: СТАЛИНСКЕЛЬЦОВКАБИЙСК; СТАЛИНСКТОГУЛБАРНАУЛ; СТАЛИНСКНОВОСИБИРСК; СТАЛИНСККЕМЕРОВО; СТАЛИНСКАБАЗА;

1952 г. началась эксплуатация самолетов «По-2».

январь 1953 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-2». На местных воздушных линиях началась замена самолетов «По-2».

1 февраля 1954 г. 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР и все авиаотряды, находившиеся в районе Сталинска, преобразована в 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Базовый аэродром Сталинск (Абагур).

1955 г. началась эксплуатация самолетов «Як-12».. Самолеты предназначались для выполнения АХР по обработке лесов.

1955 г.. на самолетах «Як-12» и «Ан-2» начинается перевозка пассажиров и почты на местных воздушных линиях. Выполнен первый почтово-пассажирский рейс НОВОСИБИРСКСТАЛИНСК.

1956 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-4».. Вертолеты предназначались для выполнения АХР. Открывается новая почтово-пассажирская воздушная линия НОВОКУЗНЕЦККЕМЕРОВОТОМСК.

1957 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-1».. Выполнялись АХР, срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, аэромагнитная съемка.

1958 г. организована служба РЭСОС.

1960 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ принимаетучастие в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей.

в марте 1961 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ в аэропорту Прокопьевск (Ясная поляна) организовала базмрование самолетов «Як-12» и «Ан-2». Из аэропорта Прокопьевск начинают выпролняться регулярные почтово-пассжириские рейцы в Новосибирск, Томск, Барнаул, Тогул, Кытманово, Ельцовку, Бийск, Белокуриху.
В аэропорту Сталинск (Абагур) организована вертолетная авиационная эскадрильья в составе 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, освоен новый вид
работ на вертолете- аэромагнитная съемка.
Организовывается работа аэропорта Спасск. Начинается развитие сети местных воздушных линий из аэропрта Спасск в поселки Талон, Майский, Мрас-Су, Камзасс, Кабырза, Сынзасс, Усть-Анзасс, Ортон, Междуреченск.

в 1963 г. на месте будущего аэропорта Бунгур заместитель командира авиаэскадрильи вертолетов Смельский Ю. В. совершил первую посадку.

26 июня 1963 г. вышел Приказ ГУ ГВФ СМ СССР № 072 о образовании на базе 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ. Начались мероприятия по закрытию аэродрома Новокузнецк (Абагур).

в июле 1963 г. завершилось образование Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ и 184-го летного отряда (184 ЛО).

в апреле 1964 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ перебазировалась в аэропорт Новокузнецк (Бунгур). С нового аэродрома выполнялись полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах «Ан-2» и вертолетах «Ми-1», «Ми-4».

в 1964 г. в связи с интенсивным развитием Кузбасса и необходимостью обеспечения населения воздушным транспортом МГА СССР приняло решение о строительстве на юге Кузбасса нового аэродромного комплекса. Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе поселка Спиченково в 20 километрах от Новокузнецка.

27 июля 1964 г. официально образован Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ.

15 сентября 1964 г. Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ получил наименование Новокузнецкий ОАО ЗС УГА.

в 1965 г. в районе поселка Спиченково началось строительство аэропорта.

ИЛ-14 СССР-41867 ЗСУГА . Спиченково. Новокузнецк. 5 апреля 1967 г. (Г. Монин)

5 апреля 1967 г.
начинается работа аэропорта НОВОКУЗНЕЦК (СПИЧЕНКОВО). ЗСУГА на самолете «Ил-14» СССР-41867 (ком. заслуженый пилот СССР начальник ЗСУГА Л. А. Ширяев) выполнен первый технический рейс НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК. Началось перебазирование 184 ЛО из аэропорта Бунгур в аэропорт Спиченково.

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК (С).

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСК (Т) — КЕМЕРОВОНОВОКУЗНЕЦК (С).

22 мая 1967 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-8»..

Здание КДП. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © ЗСУГА.

Привокзальная площадь.. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК

в сентябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание КДП и наземных служб. Аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ил-18».

с 15 ноября 1967 г. ЗСУГА на самолетах «Ил-18» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 309/310 МОСКВА (Д) — НОВОКУЗНЕЦК.

в ноябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание гостиницы.

1 февраля 1968 г. в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) открылся для обслуживания пассажиров аэровокзал.

с 1 февраля 1968 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ан-24».

1 февраля 1968 г. ЗСУГА на самолетах «Ан-24» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № З83/З84 НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦККРАСНОЯРСК.

в 1968 г. в связи с увеличением парка обслуживаемых вертолётов, в Новокузнецком ОАО образованы две вертолётные авиаэскадрильи (АЭ): 1-я АЭ («Ми-4», «Ми-8»), 2-я АЭ («Ми-1», «Ми-2»).

с 15 марта 1971 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Як-40». ВСУГА на самолетах «Як-40» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № В687/В688 БРАТСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦК.

в 1971 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-24РВ»..

в 1973 г. в Новокузнецком ОАО образованы три АЭ самолетов «Ан-24».

в декабре 1974 г. в Новокузнецком ОАО образован вертолётный 354-й ЛО состоящий из АЭ вертолетов «Ми-4», и АЭ «Ми-8»,«Ми-2».

21 июня 1976 г. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать транзитные рейсы самолетов «Ил-18» на трансконтинентальной воздушной линии (Трасса Рынина) ЛЕНИНГРАДВЛАДИВОСТОК . ДВУГА на самолетах «Ил-18» (89) выполнило первый регулярный пассажирский рейс № 8496 ВЛАДИВОСТОКХАБАРОВСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦКТЮМЕНЬЛЕНИНГРАД.

в 1980 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-26»..

с 1 января 1980 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Л-410».

в июне 1983 г. введён в эксплуатацию приписной аэропорт МВЛ Ташатагол Новокузнецкого ОАО.

20 июня 1985 г. введена в эксплуатацию новая ИВПП 2680х45 метров.

1 июля 1985 г. ЗСУГА (Толмачевский ОАО) на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы из аэропорта Новокузнецк (Спиченково).

с 1 января 1986 г.. через аэропорт Новокузнецк ДВУГА на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 3847/3848 ХАБАРОВСКЧИТАНОВОКУЗНЕЦКАЛМА-АТА.

с 1 июня 1986 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Ту-134». УУГА на самолетах «Ту-134А» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 7459/7460 ХАРЬКОВПЕРМЬНОВОКУЗНЕЦКИРКУТСК.

в июне 1988 г. 184-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 8-й ЛО ЗСУГА.

в июне 1988 г. 354-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 16-й ЛО ЗСУГА.

1 января 1991 г. на основании приказа МГА СССР № 232 от 9 октября 1990 г. в соответствии с решениями президиума совета отрасли от 9 июля 1990 г., Совета командиров ОАО ЗСУ ГА от 24 сентября 1990 г. и Совета трудового коллектива ЗСУ ГА от 25 сентября 1990 г. Западно-Сибирское управление ГА (ЗСУГА) реорганизовано.

1 января 1991 г.
на базе ЗСУГА МГА СССР образован концерн «Сибирские авиалинии» (СИБАВИА) в состав которого вошел Новокузнецкий ОАО.

летом 1991 г. началась эксплуатация самолетов «Ту-154».

летом 1992г.
Новокузнецкому ОАО присвоено наименование — НОВОКУЗНЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ с внутренним кодом — СЗ.

1993 г.
образована авиационая компания ОАО «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) с внутренним кодом — СЗ.

в 1993 г.
ВПЕРВЫЕ авиакомпания АЭРОКУЗНЕЦК из аэропорта Спиченково на самолете «Ту-154М» выполнила чартерные рейсы в Грецию и Кипр.

30 марта 1994 г.
образована авиационая компания АООТ «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) (свидетельство эксплуатации номер 325, АР-04-12-010 от 30 марта 1994 г.)с внутренним кодом — ЕП.

с 1999 г.. ОАО СИБИРЬ на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № С7809/С7810 МОСКВА (В) — НОВОКУЗНЕЦК.

27 марта 2000 г.
образована авиационая компания ЗАО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС) (свидетельство эксплуатации номер 211 АР-04-12-010 от 27 марта 2000 г.)с внутренним кодом — БН.

12 ноября 2001 г. ЗАО «Аэрокузбасс» реорганизовано в ООО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС).

5 апреля 2012 г. аэропорт Новокузнецк (Спиченково) получил статус международного аэропорта на основании разрешения № 439-Р выданным Правительством РФ. состоялась торжественая церемония презентации нового оборудования для обслуживания пассажиров междунарожных рейсов.

5 апреля 2012 г. СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолете «Боинг-757-2Q8» VQ-BAK выполнила первый международный чартерный рейс № NWS0035 НОВОКУЗНЕЦКБАНГКОК.

17 декабря 2013 г.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолетах «Боинг-767-300ER» VQ-BRA выполнила технический рейс в аэропорт Спиченково. Аэропорт Спиченково получил разрешение на прием и обслуживание воздушных судов «Боинг-767-300».

10 сентября 2016 г. Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) 10 сентября 2016 года внесена запись в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Новокузнецк (Спиченково) о пригодности к эксплуатации воздушных судов «Боинг-767».
Боинг-767-200(300)- без ограничений; Боинг-767-200ER- 10 самолето-вылетов в сутки; Боинг-767-300 ER- 2 самолето-вылета в сутки.

c 5 сентября 2018 г.. АО АЛРОСА на самолете «Боинг-737-800» (156) организовало полеты НОВОКУЗНЕЦКСАНЬЯ.

5 апреля 1967 г. Аэропорт Спиченково. Новокузнецк. Первый технический рейс ЗСУГА на самолете «Ил-14» СССР-41867 Новосибирск — Новокузнецк. Командир заслуженый пилот СССР начальник ЗСУГА Л. А. Ширяев общается с пассажирами. © «Кузнецкий рабочий».

ИЗ ИСТОРИИ АЭРОПОРТА

сентябрь 1967 г. Здание гостиницы. Аэропорт Спиченково. Новокузнецк. Главной доминантой здания была фасадная часть. Это панно "условное графити" много лет было визитной карточнкой территории аэропорта. На красном фоне белый силуэт летящего самолета «Ил-18» с инверсионным следом турбовинтовых двигателей символ эпохи массовых скоростных воздушных перевозок России на дальние расстояния. © ЗСУГА.

___________________________________________________________________________________________

17 августа 1930 г. выполнен первый полет на самолете У-1 «Авро» (п. И. Легконогов и б/м. П. Колесников) НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

15 сентября 1930 г. установлено регулярное воздушное сообщение НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

9 мая 1931 г.. СУВЛ «Граждвоздухфлот» организованло работу регулярной почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК.

в 1933 г.. установлено регулярное воздушное сообщение из Сталинска в Сосновку, Ильинку и Таштагол.

3 марта 1934 г. в первые выполнен полет СТАЛИНСКПРОКОПЬЕВСК.

в 1935 г.. ЗСТУ на самолетах «К-5» начинает выполнять регулярные рейсы на почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСККЕМЕРОВОСТАЛИНСК.

1946 г. в Сталинске (Новокузнецке) образовано Сталинское отдельное Авиазвено самолетов «По-2» ЗСТУ ГВФ.

1948 г. Сталинское отдельное авиазвено и аэродром Сталинск (Абагур) вошли в состав образованной аэроэкспедиции №7 Западно-Сибирского геологического управления (СССР Министерство геологии).

17 августа 1952 г. произошло объединение ведомственых авиаотрядов и аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления. Аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления и вошедшие в неё ведомственые авиаотряды вошли в состав ЗСТУ ГВФ. Место базирования образованого авиаотряда назначен аэродром Абагур и Ильинское. Первое время в авиаотряде числилось 10 самолетов «По-2». Самолеты стали стали состоять на балансе ЗСТУ ГВФ после передачи Министерством геологии СССР. Первым командиром был назначен Муравьев М. Ф.

3 сентября 1952 г. в состав 7-й аэроэкспедиции Министерства Геологии СССР вошла 3-я АЭ расформированного кемеровского 258-го АОСП. Присвоено нааименование 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР.
В 1952 году основными местными воздушными линиями были: СТАЛИНСКЕЛЬЦОВКАБИЙСК; СТАЛИНСКТОГУЛБАРНАУЛ; СТАЛИНСКНОВОСИБИРСК; СТАЛИНСККЕМЕРОВО; СТАЛИНСКАБАЗА;

1952 г. началась эксплуатация самолетов «По-2».

январь 1953 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-2». На местных воздушных линиях началась замена самолетов «По-2».

1 февраля 1954 г. 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР и все авиаотряды, находившиеся в районе Сталинска, преобразована в 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Базовый аэродром Сталинск (Абагур).

1955 г. началась эксплуатация самолетов «Як-12».. Самолеты предназначались для выполнения АХР по обработке лесов.

1955 г.. на самолетах «Як-12» и «Ан-2» начинается перевозка пассажиров и почты на местных воздушных линиях. Выполнен первый почтово-пассажирский рейс НОВОСИБИРСКСТАЛИНСК.

1956 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-4».. Вертолеты предназначались для выполнения АХР. Открывается новая почтово-пассажирская воздушная линия НОВОКУЗНЕЦККЕМЕРОВОТОМСК.

1957 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-1».. Выполнялись АХР, срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, аэромагнитная съемка.

1958 г. организована служба РЭСОС.

1960 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ принимаетучастие в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей.

в марте 1961 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ в аэропорту Прокопьевск (Ясная поляна) организовала базмрование самолетов «Як-12» и «Ан-2». Из аэропорта Прокопьевск начинают выпролняться регулярные почтово-пассжириские рейцы в Новосибирск, Томск, Барнаул, Тогул, Кытманово, Ельцовку, Бийск, Белокуриху.
В аэропорту Сталинск (Абагур) организована вертолетная авиационная эскадрильья в составе 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, освоен новый вид
работ на вертолете- аэромагнитная съемка.
Организовывается работа аэропорта Спасск. Начинается развитие сети местных воздушных линий из аэропрта Спасск в поселки Талон, Майский, Мрас-Су, Камзасс, Кабырза, Сынзасс, Усть-Анзасс, Ортон, Междуреченск.

в 1963 г. на месте будущего аэропорта Бунгур заместитель командира авиаэскадрильи вертолетов Смельский Ю. В. совершил первую посадку.

26 июня 1963 г. вышел Приказ ГУ ГВФ СМ СССР № 072 о образовании на базе 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ. Начались мероприятия по закрытию аэродрома Новокузнецк (Абагур).

в июле 1963 г. завершилось образование Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ и 184-го летного отряда (184 ЛО).

в апреле 1964 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ перебазировалась в аэропорт Новокузнецк (Бунгур). С нового аэродрома выполнялись полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах «Ан-2» и вертолетах «Ми-1», «Ми-4».

в 1964 г. в связи с интенсивным развитием Кузбасса и необходимостью обеспечения населения воздушным транспортом МГА СССР приняло решение о строительстве на юге Кузбасса нового аэродромного комплекса. Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе поселка Спиченково в 20 километрах от Новокузнецка.

27 июля 1964 г. официально образован Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ.

15 сентября 1964 г. Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ получил наименование Новокузнецкий ОАО ЗС УГА.

в 1965 г. в районе поселка Спиченково началось строительство аэропорта.

ИЛ-14 СССР-41867 ЗСУГА . Спиченково. Новокузнецк. 5 апреля 1967 г. (Г. Монин)

5 апреля 1967 г.
начинается работа аэропорта НОВОКУЗНЕЦК (СПИЧЕНКОВО). ЗСУГА на самолете «Ил-14» СССР-41867 (ком. заслуженый пилот СССР начальник ЗСУГА Л. А. Ширяев) выполнен первый технический рейс НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК. Началось перебазирование 184 ЛО из аэропорта Бунгур в аэропорт Спиченково.

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК (С).

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСК (Т) — КЕМЕРОВОНОВОКУЗНЕЦК (С).

22 мая 1967 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-8»..

Здание КДП. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © ЗСУГА.

Привокзальная площадь.. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК

в сентябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание КДП и наземных служб. Аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ил-18».

с 15 ноября 1967 г. ЗСУГА на самолетах «Ил-18» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 309/310 МОСКВА (Д) — НОВОКУЗНЕЦК.

в ноябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание гостиницы.

1 февраля 1968 г. в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) открылся для обслуживания пассажиров аэровокзал.

с 1 февраля 1968 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ан-24».

1 февраля 1968 г. ЗСУГА на самолетах «Ан-24» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № З83/З84 НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦККРАСНОЯРСК.

в 1968 г. в связи с увеличением парка обслуживаемых вертолётов, в Новокузнецком ОАО образованы две вертолётные авиаэскадрильи (АЭ): 1-я АЭ («Ми-4», «Ми-8»), 2-я АЭ («Ми-1», «Ми-2»).

с 15 марта 1971 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Як-40». ВСУГА на самолетах «Як-40» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № В687/В688 БРАТСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦК.

в 1971 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-24РВ»..

в 1973 г. в Новокузнецком ОАО образованы три АЭ самолетов «Ан-24».

в декабре 1974 г. в Новокузнецком ОАО образован вертолётный 354-й ЛО состоящий из АЭ вертолетов «Ми-4», и АЭ «Ми-8»,«Ми-2».

21 июня 1976 г. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать транзитные рейсы самолетов «Ил-18» на трансконтинентальной воздушной линии (Трасса Рынина) ЛЕНИНГРАДВЛАДИВОСТОК . ДВУГА на самолетах «Ил-18» (89) выполнило первый регулярный пассажирский рейс № 8496 ВЛАДИВОСТОКХАБАРОВСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦКТЮМЕНЬЛЕНИНГРАД.

в 1980 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-26»..

с 1 января 1980 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Л-410».

в июне 1983 г. введён в эксплуатацию приписной аэропорт МВЛ Ташатагол Новокузнецкого ОАО.

20 июня 1985 г. введена в эксплуатацию новая ИВПП 2680х45 метров.

1 июля 1985 г. ЗСУГА (Толмачевский ОАО) на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы из аэропорта Новокузнецк (Спиченково).

с 1 января 1986 г.. через аэропорт Новокузнецк ДВУГА на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 3847/3848 ХАБАРОВСКЧИТАНОВОКУЗНЕЦКАЛМА-АТА.

с 1 июня 1986 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Ту-134». УУГА на самолетах «Ту-134А» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 7459/7460 ХАРЬКОВПЕРМЬНОВОКУЗНЕЦКИРКУТСК.

в июне 1988 г. 184-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 8-й ЛО ЗСУГА.

в июне 1988 г. 354-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 16-й ЛО ЗСУГА.

1 января 1991 г. на основании приказа МГА СССР № 232 от 9 октября 1990 г. в соответствии с решениями президиума совета отрасли от 9 июля 1990 г., Совета командиров ОАО ЗСУ ГА от 24 сентября 1990 г. и Совета трудового коллектива ЗСУ ГА от 25 сентября 1990 г. Западно-Сибирское управление ГА (ЗСУГА) реорганизовано.

1 января 1991 г.
на базе ЗСУГА МГА СССР образован концерн «Сибирские авиалинии» (СИБАВИА) в состав которого вошел Новокузнецкий ОАО.

летом 1991 г. началась эксплуатация самолетов «Ту-154».

летом 1992г.
Новокузнецкому ОАО присвоено наименование — НОВОКУЗНЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ с внутренним кодом — СЗ.

1993 г.
образована авиационая компания ОАО «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) с внутренним кодом — СЗ.

в 1993 г.
ВПЕРВЫЕ авиакомпания АЭРОКУЗНЕЦК из аэропорта Спиченково на самолете «Ту-154М» выполнила чартерные рейсы в Грецию и Кипр.

30 марта 1994 г.
образована авиационая компания АООТ «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) (свидетельство эксплуатации номер 325, АР-04-12-010 от 30 марта 1994 г.)с внутренним кодом — ЕП.

с 1999 г.. ОАО СИБИРЬ на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № С7809/С7810 МОСКВА (В) — НОВОКУЗНЕЦК.

27 марта 2000 г.
образована авиационая компания ЗАО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС) (свидетельство эксплуатации номер 211 АР-04-12-010 от 27 марта 2000 г.)с внутренним кодом — БН.

12 ноября 2001 г. ЗАО «Аэрокузбасс» реорганизовано в ООО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС).

5 апреля 2012 г. аэропорт Новокузнецк (Спиченково) получил статус международного аэропорта на основании разрешения № 439-Р выданным Правительством РФ. состоялась торжественая церемония презентации нового оборудования для обслуживания пассажиров междунарожных рейсов.

5 апреля 2012 г. СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолете «Боинг-757-2Q8» VQ-BAK выполнила первый международный чартерный рейс № NWS0035 НОВОКУЗНЕЦКБАНГКОК.

17 декабря 2013 г.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолетах «Боинг-767-300ER» VQ-BRA выполнила технический рейс в аэропорт Спиченково. Аэропорт Спиченково получил разрешение на прием и обслуживание воздушных судов «Боинг-767-300».

10 сентября 2016 г. Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) 10 сентября 2016 года внесена запись в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Новокузнецк (Спиченково) о пригодности к эксплуатации воздушных судов «Боинг-767».
Боинг-767-200(300)- без ограничений; Боинг-767-200ER- 10 самолето-вылетов в сутки; Боинг-767-300 ER- 2 самолето-вылета в сутки.

c 5 сентября 2018 г.. АО АЛРОСА на самолете «Боинг-737-800» (156) организовало полеты НОВОКУЗНЕЦКСАНЬЯ.

___________________________________________________________________________________________

Первое расписание движения самолетов по воздушной линии НОВОСИБИРСК — ЩЕГЛОВСК — КУЗНЕЦК 1 мая 1931 г. © «Самолет». (из коллекции Парамонников М. Л.)

Первая публикация расписания движения самолетов аэропорта Новокузнецк с 15 ноября 1968 г. © «Кузнецкий рабочий». (из коллекции Парамонников М. Л.)

Крайняя публикация расписания движения самолетов аэропорта Новокузнецк с 1 января 1993 г. © «Кузнецкий рабочий». (из коллекции Парамонников М. Л.)

___________________________________________________________________________________________

Аэропорт Спиченково. Привокзальная площадь. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

17 августа 1930 г. выполнен первый полет на самолете У-1 «Авро» (п. И. Легконогов и б/м. П. Колесников) НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

15 сентября 1930 г. установлено регулярное воздушное сообщение НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК-СИБИРСКИЙ.

9 мая 1931 г.. СУВЛ «Граждвоздухфлот» организованло работу регулярной почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСКЩЕГЛОВСККУЗНЕЦК.

в 1933 г.. установлено регулярное воздушное сообщение из Сталинска в Сосновку, Ильинку и Таштагол.

3 марта 1934 г. в первые выполнен полет СТАЛИНСКПРОКОПЬЕВСК.

в 1935 г.. ЗСТУ на самолетах «К-5» начинает выполнять регулярные рейсы на почтово-пассажирской воздушной линии НОВОСИБИРСККЕМЕРОВОСТАЛИНСК.

1946 г. в Сталинске (Новокузнецке) образовано Сталинское отдельное Авиазвено самолетов «По-2» ЗСТУ ГВФ.

1948 г. Сталинское отдельное авиазвено и аэродром Сталинск (Абагур) вошли в состав образованной аэроэкспедиции №7 Западно-Сибирского геологического управления (СССР Министерство геологии).

17 августа 1952 г. произошло объединение ведомственых авиаотрядов и аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления. Аэроэкспедиция №7 Западно-Сибирского геологического управления и вошедшие в неё ведомственые авиаотряды вошли в состав ЗСТУ ГВФ. Место базирования образованого авиаотряда назначен аэродром Абагур и Ильинское. Первое время в авиаотряде числилось 10 самолетов «По-2». Самолеты стали стали состоять на балансе ЗСТУ ГВФ после передачи Министерством геологии СССР. Первым командиром был назначен Муравьев М. Ф.

3 сентября 1952 г. в состав 7-й аэроэкспедиции Министерства Геологии СССР вошла 3-я АЭ расформированного кемеровского 258-го АОСП. Присвоено нааименование 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР.
В 1952 году основными местными воздушными линиями были: СТАЛИНСКЕЛЬЦОВКАБИЙСК; СТАЛИНСКТОГУЛБАРНАУЛ; СТАЛИНСКНОВОСИБИРСК; СТАЛИНСККЕМЕРОВО; СТАЛИНСКАБАЗА;

1952 г. началась эксплуатация самолетов «По-2».

январь 1953 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-2». На местных воздушных линиях началась замена самолетов «По-2».

1 февраля 1954 г. 7-я аэроэкспедиция (АО воздушных съёмок №18) Министерства Геологии СССР и все авиаотряды, находившиеся в районе Сталинска, преобразована в 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Базовый аэродром Сталинск (Абагур).

1955 г. началась эксплуатация самолетов «Як-12».. Самолеты предназначались для выполнения АХР по обработке лесов.

1955 г.. на самолетах «Як-12» и «Ан-2» начинается перевозка пассажиров и почты на местных воздушных линиях. Выполнен первый почтово-пассажирский рейс НОВОСИБИРСКСТАЛИНСК.

1956 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-4».. Вертолеты предназначались для выполнения АХР. Открывается новая почтово-пассажирская воздушная линия НОВОКУЗНЕЦККЕМЕРОВОТОМСК.

1957 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-1».. Выполнялись АХР, срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, аэромагнитная съемка.

1958 г. организована служба РЭСОС.

1960 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ принимаетучастие в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей.

в марте 1961 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ в аэропорту Прокопьевск (Ясная поляна) организовала базмрование самолетов «Як-12» и «Ан-2». Из аэропорта Прокопьевск начинают выпролняться регулярные почтово-пассжириские рейцы в Новосибирск, Томск, Барнаул, Тогул, Кытманово, Ельцовку, Бийск, Белокуриху.
В аэропорту Сталинск (Абагур) организована вертолетная авиационная эскадрильья в составе 184-й АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ. Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, освоен новый вид
работ на вертолете- аэромагнитная съемка.
Организовывается работа аэропорта Спасск. Начинается развитие сети местных воздушных линий из аэропрта Спасск в поселки Талон, Майский, Мрас-Су, Камзасс, Кабырза, Сынзасс, Усть-Анзасс, Ортон, Междуреченск.

в 1963 г. на месте будущего аэропорта Бунгур заместитель командира авиаэскадрильи вертолетов Смельский Ю. В. совершил первую посадку.

26 июня 1963 г. вышел Приказ ГУ ГВФ СМ СССР № 072 о образовании на базе 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ. Начались мероприятия по закрытию аэродрома Новокузнецк (Абагур).

в июле 1963 г. завершилось образование Новокузнецкого ОАО ЗСТУ ГВФ и 184-го летного отряда (184 ЛО).

в апреле 1964 г. 184-я АОСП и МВЛ ЗСТУ ГВФ перебазировалась в аэропорт Новокузнецк (Бунгур). С нового аэродрома выполнялись полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах «Ан-2» и вертолетах «Ми-1», «Ми-4».

в 1964 г. в связи с интенсивным развитием Кузбасса и необходимостью обеспечения населения воздушным транспортом МГА СССР приняло решение о строительстве на юге Кузбасса нового аэродромного комплекса. Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе поселка Спиченково в 20 километрах от Новокузнецка.

27 июля 1964 г. официально образован Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ.

15 сентября 1964 г. Новокузнецкий ОАО ЗСТУ ГВФ получил наименование Новокузнецкий ОАО ЗС УГА.

в 1965 г. в районе поселка Спиченково началось строительство аэропорта.

ИЛ-14 СССР-41867 ЗСУГА . Спиченково. Новокузнецк. 5 апреля 1967 г. (Г. Монин)

5 апреля 1967 г.
начинается работа аэропорта НОВОКУЗНЕЦК (СПИЧЕНКОВО). ЗСУГА на самолете «Ил-14» СССР-41867 (ком. заслуженый пилот СССР начальник ЗСУГА Л. А. Ширяев) выполнен первый технический рейс НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК. Началось перебазирование 184 ЛО из аэропорта Бунгур в аэропорт Спиченково.

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦК (С).

10 апреля 1967 г.
ЗСУГА на самолетах «Ил-14» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы НОВОСИБИРСК (Т) — КЕМЕРОВОНОВОКУЗНЕЦК (С).

22 мая 1967 г. началась эксплуатация вертолетов «Ми-8»..

Здание КДП. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © ЗСУГА.

Привокзальная площадь.. Спиченково. Новокузнецк. сентябрь 1967 г. © Архив аэропорта Спиченково. АЭРОКУЗНЕЦК

в сентябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание КДП и наземных служб. Аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ил-18».

с 15 ноября 1967 г. ЗСУГА на самолетах «Ил-18» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 309/310 МОСКВА (Д) — НОВОКУЗНЕЦК.

в ноябре 1967 г.. введено в эксплуатацию здание гостиницы.

1 февраля 1968 г. в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) открылся для обслуживания пассажиров аэровокзал.

с 1 февраля 1968 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ан-24».

1 февраля 1968 г. ЗСУГА на самолетах «Ан-24» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № З83/З84 НОВОСИБИРСКНОВОКУЗНЕЦККРАСНОЯРСК.

в 1968 г. в связи с увеличением парка обслуживаемых вертолётов, в Новокузнецком ОАО образованы две вертолётные авиаэскадрильи (АЭ): 1-я АЭ («Ми-4», «Ми-8»), 2-я АЭ («Ми-1», «Ми-2»).

с 15 марта 1971 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Як-40». ВСУГА на самолетах «Як-40» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № В687/В688 БРАТСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦК.

в 1971 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-24РВ»..

в 1973 г. в Новокузнецком ОАО образованы три АЭ самолетов «Ан-24».

в декабре 1974 г. в Новокузнецком ОАО образован вертолётный 354-й ЛО состоящий из АЭ вертолетов «Ми-4», и АЭ «Ми-8»,«Ми-2».

21 июня 1976 г. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать транзитные рейсы самолетов «Ил-18» на трансконтинентальной воздушной линии (Трасса Рынина) ЛЕНИНГРАДВЛАДИВОСТОК . ДВУГА на самолетах «Ил-18» (89) выполнило первый регулярный пассажирский рейс № 8496 ВЛАДИВОСТОКХАБАРОВСККРАСНОЯРСКНОВОКУЗНЕЦКТЮМЕНЬЛЕНИНГРАД.

в 1980 г. началась эксплуатация самолетов «Ан-26»..

с 1 января 1980 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Л-410».

в июне 1983 г. введён в эксплуатацию приписной аэропорт МВЛ Ташатагол Новокузнецкого ОАО.

20 июня 1985 г. введена в эксплуатацию новая ИВПП 2680х45 метров.

1 июля 1985 г. ЗСУГА (Толмачевский ОАО) на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы из аэропорта Новокузнецк (Спиченково).

с 1 января 1986 г.. через аэропорт Новокузнецк ДВУГА на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 3847/3848 ХАБАРОВСКЧИТАНОВОКУЗНЕЦКАЛМА-АТА.

с 1 июня 1986 г.. аэропорт Новокузнецк начинает обслуживать рейсы самолетов «Ту-134». УУГА на самолетах «Ту-134А» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № 7459/7460 ХАРЬКОВПЕРМЬНОВОКУЗНЕЦКИРКУТСК.

в июне 1988 г. 184-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 8-й ЛО ЗСУГА.

в июне 1988 г. 354-й ЛО Новокузнецкого ОАО преобразованы в 16-й ЛО ЗСУГА.

1 января 1991 г. на основании приказа МГА СССР № 232 от 9 октября 1990 г. в соответствии с решениями президиума совета отрасли от 9 июля 1990 г., Совета командиров ОАО ЗСУ ГА от 24 сентября 1990 г. и Совета трудового коллектива ЗСУ ГА от 25 сентября 1990 г. Западно-Сибирское управление ГА (ЗСУГА) реорганизовано.

1 января 1991 г.
на базе ЗСУГА МГА СССР образован концерн «Сибирские авиалинии» (СИБАВИА) в состав которого вошел Новокузнецкий ОАО.

летом 1991 г. началась эксплуатация самолетов «Ту-154».

летом 1992г.
Новокузнецкому ОАО присвоено наименование — НОВОКУЗНЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ с внутренним кодом — СЗ.

1993 г.
образована авиационая компания ОАО «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) с внутренним кодом — СЗ.

в 1993 г.
ВПЕРВЫЕ авиакомпания АЭРОКУЗНЕЦК из аэропорта Спиченково на самолете «Ту-154М» выполнила чартерные рейсы в Грецию и Кипр.

30 марта 1994 г.
образована авиационая компания АООТ «Аэрокузнецк» (АЭРОКУЗНЕЦК) (свидетельство эксплуатации номер 325, АР-04-12-010 от 30 марта 1994 г.)с внутренним кодом — ЕП.

с 1999 г.. ОАО СИБИРЬ на самолетах «Ту-154» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы № С7809/С7810 МОСКВА (В) — НОВОКУЗНЕЦК.

27 марта 2000 г.
образована авиационая компания ЗАО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС) (свидетельство эксплуатации номер 211 АР-04-12-010 от 27 марта 2000 г.)с внутренним кодом — БН.

12 ноября 2001 г. ЗАО «Аэрокузбасс» реорганизовано в ООО «Аэрокузбасс» (АЭРОКУЗБАСС).

5 апреля 2012 г. аэропорт Новокузнецк (Спиченково) получил статус международного аэропорта на основании разрешения № 439-Р выданным Правительством РФ. состоялась торжественая церемония презентации нового оборудования для обслуживания пассажиров междунарожных рейсов.

5 апреля 2012 г. СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолете «Боинг-757-2Q8» VQ-BAK выполнила первый международный чартерный рейс № NWS0035 НОВОКУЗНЕЦКБАНГКОК.

17 декабря 2013 г.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР в первые на самолетах «Боинг-767-300ER» VQ-BRA выполнила технический рейс в аэропорт Спиченково. Аэропорт Спиченково получил разрешение на прием и обслуживание воздушных судов «Боинг-767-300».

10 сентября 2016 г. Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) 10 сентября 2016 года внесена запись в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Новокузнецк (Спиченково) о пригодности к эксплуатации воздушных судов «Боинг-767».
Боинг-767-200(300)- без ограничений; Боинг-767-200ER- 10 самолето-вылетов в сутки; Боинг-767-300 ER- 2 самолето-вылета в сутки.

c 5 сентября 2018 г.. АО АЛРОСА на самолете «Боинг-737-800» (156) организовало полеты НОВОКУЗНЕЦКСАНЬЯ.

РАСПИСАНИЯ САМОЛЕТОВ

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 15 мая 1969 г.

* В расписании указан рейс самолета АН-10 ПРУГА 1989/1990 Куйбышев — Уфа — Новокузнецк. Не выполнялся.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 15 ноября 1971 г.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 1 апреля 1972 г.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 15 ноября 1972 г.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 1 апреля 1973 г.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 1 января 1985 г.

________________

Расписание движения самолетов из аэропорта Новокузнецк 1 января 1989 г.

________________

О ТЕХНОЛОГИЯХ

Страница создана с использованием технологий JS и CMS

Редакция | Обновление

Страница создана 23.08.2023 г. находится в состоянии редакции.

30.08.2023 г. добавлена информация в разделы АЭРОБРИФИНГ и ИЗ ИСТОРИИ АЭРОПОРТА за период с 1975 по 1986 гг.

в случае неточных сведений или получения дополнительной информации сообщите автору по ссылкам указанных в разделе КОНТАКТЫ

О РЕСУРСЕ

Частный ресурс истории гражданской авиации России.

КОНТАКТЫ

РФ, Воскресенск

+7

airlines26@mail.ru

Р
а
з
д
е
л
ы

_