ТРОПОЮ ВРЕМЕНИ
Спокойный, с внимательным взглядом человека, за плечами которого 22 года службы в авиации — от рядового до начальника аэропорта, — Константин Константинович Тырышкин показывает мне макет реконструкции привокзальной площади. О нем он может говорить, как о любимом ребенке. Я попросил рассказать о красноярском аэропорте, о его зарождении и перспективах. Вот наша беседа. — После пробного полета летчика Р. Батурина на самолете «Моссовет» в Туруханск (1926 год.) через два года здесь создается аэропорт. С тех пор прошло сорок лет. За это время аэропорт стал крупным авиационным центром. Расскажите Константин Константинович, о первых годах аэропорта и его истории. — На аэродроме Красноярск я работаю только 23-й год. Но по рассказам «старожилов Мне известно, что первое время помещение аэропорта представляло собой деревянный сарай. Порт не имел никаких служб, действующего расписания и собственного самолето-моторного парка. Все полеты (на самолетах По-2) носили эпизодический характер. В связи с устройством на острове Молокова в предвоенные годы гидроаэропорта для обслуживания гидросамолетами нужд Крайнего Севера к названию нашего порта добавилось еще слово «сухопутный».
С дальнейшим развитием гражданского воздушного флота рос и наш аэропорт.
Взять хотя бы помещение. Сарай был заменен небольшим деревянным зданием, а затем мы переселились в более просторное здание, тоже деревянное, но с буфетом.
После окончания Отечественной войны мы перешли уже в кирпичное здание, по тому времени прекрасное, с буфетом, рестораном, залом ожидания, с небольшой гостиницей, со всеми службами отдела перевозок, с крошечным асфальтированным перроном.
Сейчас в этом здании размещен вокзал местных воздушных линий.
Росли и другие службы. Любопытно, что работникам инженерно-авиационной службы в ту пору приходилось иметь дело не только с авиатехникой, но и с… лошадьми: на них подвозилось горючее, запасные части и все другое. А были даже и «специальные» лошади — для запуска двигателей самолетов!
В 1954 году на обширном пустыре был построен нынешний аэровокзал с гостиницей и различными службами, а рядом с ним, где раньше было болото и овраги, вырос большой жилой массив, в котором теперь проживает несколько тысяч человек, в том числе и много авиаторов.
Такова очень простая история нашего аэропорта.
— Взлетно-посадочная полоса Красноярскою аэропорта знает много типов самолетов: Ил-18, Ил-14, семейство «Анов», неприхотливые Як-12. Дважды здесь делал посадку новый Як-40. В течение 10—15 лет намечен повсеместный переход на новую авиацион ную технику. Какие типы самолетов придут на смену нынешним моделям в Красноярске?
— Взлетно-посадочная полоса Красноярского аэродрома обеспечивает прием всех типов современных самолетов, за исключением Ту-104, Ту-114 и Ил-62. Она обеспечит прием и выпуск всех самолетов, которые сменят старейшую, технику .
— Основная цель Аэрофлота — перевозка пассажиров. Его девиз: безопасность, скорость, комфорт. Чем порадует в этом отношении Красноярский аэропорт воздушных путешественников?
— Самолет прочно и навсегда вошел в быт советского человека. О скорости полета и комфорте пассажиров наши авиаконструкторы и работники гражданской авиации заботятся постоянно и достигли в этом деле больших успехов. Пассажиру остается позаботиться лишь о том, чтобы вовремя приобрести билет, особенно в период массовых летних перевозок.
Здесь мы тоже стараемся помочь пассажирам: помимо бронирования мест в полете, заказа такси и других прогрессивных форм обслуживания, мы будем расширять и совершенствовать торговлю сувенирами на борту самолета. Практика- показала, что это хорошее, нужное дело, но пока оно сдерживается у нас из-за отсутствия должного помещения в порту и ограниченности ассортимента бортовых сувениров.
Что же касается безопасности полетов, то она была, есть и всегда будет для работников гражданской авиации задачей номер один.
— Профессия летчика — одна из труднейших. После рейса экипажу и транзитным пассажирам нужно отдохнуть, развлечься. Чтобы посмотреть кинофильм, сделать самые простые покупки, приходится ехать на такси в город. Далек ли день, когда отпадет такая необходимость?
— В центре упомянутого жилого массива в конце года строители СМУ-10 сдадут кинотеатр на шестьсот мест. Уже закладывается пятиэтажная гостиница с рестораном на двести мест и кафе на пятьдесят. Гостиничный комплекс Из двух корпусов войдет в строй через два—три года. Освободившаяся от ресторана и гостиницы площадь в здании вокзала позволит расширить летный профилакторий, комнату матери и ребенка, решить много других важных вопросов, связанных с обслуживанием пассажиров.
Выше речь шла, в основном, о здании аэровокзала. Но рост нашего аэропорта за это сорокалетие шел и по всем другим направлениям. От единичных перевозок пассажиров, почты и груза до отправки миллиона пассажиров в год, от эпизодических полетов, а затем полетов по расписанию лишь в границах края до ежедневных полетов во все уголки необъятной нашей страны, от несложного обслуживания самолетов По-2, Ща-2 до выполнения почти всех видов работ по обслуживанию современных воздушных лайнеров, — таков путь нашего аэропорта и его славного коллектива за сорок лет.
О. Русанов
«Красноярский Пилот» № 37 (1753)
4 октября 1968 г.
______________________________
в 1968 году в расписании аэропорта Красноярск новые рейсы:
______________________________
20 (19) января 1968 г.
1873/1874 ДВУГА ИЛ18 89 ХАБАРОВСК — КРАСНОЯРСК — СВЕРДЛОВСК (К)
1 февраля 1968 г.
З83/З84 ЗСУГА АН24Б 50 НОВОСИБИРСК — НОВОКУЗНЕЦК — КРАСНОЯРСК
15/16 мая 1968 г.
1791 КРУГА ИЛ18 89 ИРКУТСК — КРАСНОЯРСК — НОВОСИБИРСК (Т) — ВОЛГОГРАД — СОЧИ
15/16 мая 1968 г.
1792 КРУГА ИЛ18 89 СОЧИ — ВОЛГОГРАД — КРАСНОЯРСК — ИРКУТСК
15 мая 1968 г.
4045 СУГА ИЛ18 89 ЛЕНИНГРАД — ОМСК — КРАСНОЯРСК — ПЕТРОПАВЛОВСК КАМЧАСТСКИЙ
16/17 мая 1968 г.
4046 СУГА ИЛ18 89 ПЕТРОПАВЛОВСК КАМЧАТСКИЙ — МАГАДАН — КРАСНОЯРСК — ОМСК — ЛЕНИНГРАД
16 (15) мая 1968 г.
1745/1746 КРУГА ИЛ18 89 КРАСНОЯРСК — УФА — КИЕВ (Б)
5 июня 1968 г.
1661/1662 ЗСУГА АН24Б 50 НОВОСИБИРСК (Т) — КРАСНОЯРСК — БРАТСК
21 июня 1968 г.
1791/1792 КРУГА ИЛ18 89 ИРКУТСК — КРАСНОЯРСК — ВОЛГОГРАД — СОЧИ
3 ноября 1968 г.
К7/К8 КРУГА АН24Б 50 КРАСНОЯРСК — БОГУЧАНЫ
10 ноября 1968 г.
К265/К266 КРУГА АН24 48 АБАКАН — КРАСНОЯРСК — ЕНИСЕЙСК — П.ТУНГУСКА — ТУРУХАНСК — НОРИЛЬСК
15 декабря 1968 г.
К65/К66 КРУГА АН24Б 50 КРАСНОЯРСК — КЕЖМА