Маршал авиации А. И. Покрышкин, 1978 г. © Л. Медведев. © WIKI
1935 г.
История появления аэропорта Толмачево начинается с ремонтных мастерских ГВФ. Рядом с железнодорожной станцией Обь в 17 км. от центра Новосибирска на территории села Толмачево были созданы небольшие авиационные мастерские по ремонту всех типов воздушных судов ГУ ГВФ СНК СССР.
1939 г.
в селе Толмачево для подготовки пилотов военной и гражданской авиации основана Новосибирская авиационная военная школа пилотов ВВС Красной Армии.
1941 г.
авиационные мастерские ГВФ № 125 включены в состав Новосибирской авиационной военной школы пилотов ВВС Красной Армии.
25 апреля 1941 г.
в северной части поселка Обь началось строительство базы и военного аэродрома с двумя ИВПП. При строительстве было задействовано 3,5 тысячи рабочих и более 300 единиц строительной техники. Началось строительство
9 октября 1941 г.
завершено строительство военного аэродрома в северной части поселка Обь. Приёмная комиссия подписала акт приёмки в эксплуатацию военного аэродрома.
январь 1943 г.
авиационные мастерские № 125 получают статус стационарных.
в 1946 г.
на базе аэродрома размещена воинская часть № 55680.
10 сентября 1947 г.
в связи с расширением технологической территории станции и поселения Обь Решением исполкома Новосибирского районного совета депутатов трудящихся № 431 «Об организации рабочего поселка Обь» поселок железнодорожной станции Обь и часть села Толмачево выделены как отдельные административные образования Новосибирской области.
В результате разделения часть села Толмачево, которую занимала Новосибирская военная школа и северная часть поселка Обь на которой размещался военный аэродром образовали территориальные границы будущего аэропорта Толмачево (слияние северной части села Обь и села Толмачево).
10 сентября 1947 г.
условная дата образования аэропорта Толмачево.
1950 г.
началось строительство новой ИВПП 07/25 2100 м..
Аэродром Толмачево. Строительные работы. Самолеты «Ил-14». ок. 1956 г. © Новосибирский краеведческий музей. © Авиация России
22 февраля 1955 г.
в аэропорту Толмачево началось обслуживание реактивных самолетов.
На самолете «Ил-28» выполнен первый почтовый рейс Москва — Свердловск (К) — Новосибирск (Т).
1956 г.
на базе стационарных авиационных мастерских № 125 образован авиационный ремонтный завод № 26.
Завод занимался ремонтом реактивных самолетов МИГ-15, МИГ-17 и реактивных авиационных двигателей ВК-1.
1956 г.
в Новосибирске в аэропорту Толмачево началось строительство здания аэровокзала. Проектом предусмотрено помещение КДП, зал ожидания, зона регистрации пассажиров и оформления багажа, телеграф, касса.
26 января 1957 г.
аэропорт Толмачево допущен к приему и обслуживанию рейсов выполняемых самолетами «Ту-104А».
МУТА на самолете «Ту-104А» с комиссией ГВФ выполнило технический рейс Москва (В) — Свердловск (К) — Новосибирск (Т).
3 апреля 1957 г.
аэропорт Толмачево начинает обслуживать регулярные пассажирские рейсы самолетов «Ту-104».
МУТА на самолетах «Ту-104» вводит регулярные пассажирские рейсы № 013/014 МОСКВА (В) — ОМСК — НОВОСИБИРСК (Т).
12 июля 1957 г.
ЗСТУ на самолете «Ту-104» СССР-Л5419 (ком. В. М. Купало, 2-п. Л. Н. Норкин, шт. В. А. Чекмасов, б/м. А. В. Янченко, б/р. К. К. Чернов, б/пр. М. Былинкина, б/пр. Н. Шведова) вводит регулярные пассажирские рейсы № 019/020 МОСКВА (В) — СВЕРДЛОВСК (К) — НОВОСИБИРСК (Т).
Аэропорт Толмачево. Здание аэровокзала ок. 1957 г. © Новосибирский краеведческий музей. © Авиация России
1 декабря 1957 г.
в Новосибирске в аэропорту Толмачево введено в эксплуатацию здание аэровокзала.
12 декабря 1958 г.
аэропорт Толмачево начинает обслуживать самолеты «Ил-18».
МУТА на самолетах «Ил-18» начинает программу эксплуатационных технических почтово-грузовых рейсов 077/078 Москва (В) — Свердловск (К) — Новосибирск (Т) — Иркутск — Хабаровск.
6 апреля 1959 г.
МУТА на самолетах «Ил-18» завершило программу эксплуатационных технических почтово-грузовых рейсов 077/078 Москва (В) — Свердловск (К) — Новосибирск (Т) — Иркутск — Хабаровск.
февраль 1960 г.
директор «Новосибпроекта» Б. Г. Сигал в интервью газете «Вечерний Новосибирск» рассказал о проекте нового аэровокзального комплекса в аэропорту Толмачево. Пропускная способность аэровокзала составляет 1000 пассажиров в час.
Архитекторы: Р. М. Окунева; А. А. Воловик.
18 марта 1961 г.
аэропорт Толмачево начинает обслуживать самолеты «Ту-114».
МУТА на самолете «Ту-114» (170) СССР-76471* (ком. Х. Н. Цховребов, 2-п. В. И. Тогушкин, б/и. Анищенко, Васильев, шт. А. Г. Толмачев, б/пр. А. Азизова, Л. Бухарова, М. Кедрина, О. В. Карабекянц) выполнило технический рейс № 902 Хабаровск — Новосибирск (Т) — Москва (В).
20 ноября 1963 г.
в Новосибирске в аэропорту Толмачево введено в эксплуатацию здание аэровокза.
Авторы проекта — архитекторы: Р. М. Окунева; А. А. Воловик; Г. П. Зильберман.
Главный подрядчик строительства авиационного комплекса — СУ-18 треста «Запсибтрансстрой».
апрель 1964г.
в аэропорту Толмачево введен в эксплуатацию ангарный комплекс.
21 ноября 1963 г.
в Новосибирске в аэропорту Толмачево началось обслуживание пассажиров в новом здании аэровокзала.
29 января 1965 г.
аэропорт Толмачево начинает обслуживать самолеты «Ил-62».
ГОСНИИГА на самолете «Ил-62» СССР-06156 выполнило первый испытательный технический рейс Москва — Новосибирск (Т).
1967 г.
МГА СССР в аэропорту Толмачево организовывает Главный диспетчерский пункт по управлению
полетами в Новосибирской воздушной зоне.
Новосибирск. Аэропорт Толмачево. Общий вид привокзальной площади и аванперрона. 1972 г. © АВИАРЕКЛАМА
Аэропорт Толмачево. Здание КДП. ок. 1976 г. © Автор неизвестен. © Форум Новосибирск в фотозагадках
1976 г.
в аэропорту Толмачево введено в эксплуатацию здание КДП.
6 февраля 1980 г.
аэропорт Толмачево начинает обслуживать самолеты «Ил-86».
ГОСНИИГА на самолете «Ил-86» (ком. В. Н. Кляус) выполнило технический рейс Москва (В) — Новосибирск (Т).
в мае 1987г.
в аэропорту Толмачево начались работы по строительству новой ИВПП.
7 сентября 1992 г.
аэропорт Толмачево получил статус международного аэропорта и вошёл в члены Международного совета аэропортов Европейского региона. В короткие сроки были созданы новые отделы, мобильные комплексы, дополнительные складские помещения для переработки грузов.
19 декабря 1995 г.
на базе международного аэропорта Толмачево образовано акционерное общество ОАО «Аэропорт Толмачёво».
в июне 1997 г.
в аэропорту Толмачево введён в эксплуатацию международный терминал пропускной способностью 450 пассажиров в час с привокзальной площадью и 4 новыми стоянками для самолётов «Ил-86».
2010 г.
в аэропорту Толмачево введёна в эксплуатацию новая ИВПП класса А.
в декабре 2019 г.
в аэропорту Толмачево холдингом НОВАПОРТ начались работы реконструкции комплекса аэропорта.
10 ноября 2022 г.
в процессе реконструкции в аэропорту Толмачево введён в эксплуатацию перрон на 15 стояночных мест для широкофюзеляжных самолетов или 20 комбинированных стояночных мест, площадки для противообледенительной обработки самолетов, соединительной рулежной дорожки между площадкой противообледенительной обработки самолетов и перроном.
2023 г.
Аэропорт Толмачево. Терминал C. 9 февраля 2023 г. Презентация 100 лет гражданской авиации России и открытия терминала «С» © К. Кухмарь. © TASS
Аэропорт Толмачево. Терминал C. Зал ожидания 9 февраля 2023 г. Первый день работы © К. Кухмарь. © TASS
Аэропорт Толмачево. Зал ожидания нового терминала. 9 февраля 2023 г. Первый день работы © В. Николаев. © РИА
9 февраля 2023 г.
в Новосибирске в аэропорту Толмачево введено в эксплуатацию новое здание пассажирского терминала «С».
Аэропорт Толмачево. Терминал С. Информационные табло. 25 апреля 2023 г. © А. Кряжев. © РИА
25 апреля 2023 г.
авиакомпания S7 все рейсы переводит в терминал C
© ____