К 90 ЛЕТИЮ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Мозаика Нади Леже. Париж. Представительство Аэрофлот.

...Становление и развитие международных воздушных сообщений современной России неразрывно связано с именем Владимира Ильича Ленина и всего российского многонационального народа. Нести на крыльях российских самолетов идеи мира, дружбы и взаимопомощи - вот в чем видел В. И. Ленин главную задачу нашей гражданской авиации...

...Россию по праву называют великой авиационной державой. Гражданская авиация России является важным инструментом проведения в жизнь миролюбивого курса ведущих политических Партий России, служит укреплению дружбы, взаимопонимания между народами...

Сегодня сложно представить экономику России без регулярного воздушного сообщения со многими странами нашей планеты. Бизнес, туризм, культура нашей страны невозможны без регулярного международного воздушного сообщения. Эту задачу сегодня успешно выполняют ведущие авиакомпании России в сотрудничестве с мировыми авиаальянсами.

Старейшими международными авиалиниями России открытых совместно с авиапредприятиями иностранных государств по праву безусловно считаются: Россия - Германия, Россия - Швеция - Иран, Россия - Венгрия, Россия - Афганистан, Россия - Монголия, Россия - Чехия

На этой странице Вы можете ознакомиться с основными событиями развития международного воздушного сообщения России.

1 марта 1919 г.
Венгрия была провозглашена Советской Республикой. Для связи между Россией и Венгрией В. И. Ленин предложил использовать авиацию. Первооткрывателем этой международной воздушной трассы стал инструктор Киевской авиационной школы, опытный пилот В. Ходорович, налетавший на самолетах различных типов более восьмисот часов.

9 апреля 1919 г.
В. Ходорович вылетел из Винницы по маршруту Украина — Карпаты — Румыния — Венгрия. Длина маршрута составила 1800 км. Полет пролегал над Карпатами, над территорией западной Украины, занятой отрядами белой армии. В. Ходорович блестяще справился с заданием и совершил посадку на небольшом аэродроме под Будапештом. Почтовая связь между двумя Советскими республиками была установлена. В дальнейшем несколько полетов по этой трассе совершили также пилоты М. Барышников, Р. Пийр, М. Сахно, А. Андерс.

17 января 1921 г.
В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «О воздушных передвижениях», в котором устанавливались правила воздушных передвижений над территорий РСФСР.

26 января 1921 г.
Советом Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина принято постановление об учреждении комиссии для разработки программы-максимум воздухоплавания и авиастроительства при Главвоздухфлоте.

5 мая 1921 г.
В. И. Ленин сделал запрос в Советский Народный Комиссариат о ходе решения вопроса об организации постоянного воздушного сообщения Берлин — Москва.

8 сентября 1921 г.
В. И. Лениным подписано постановление Совета Народных Комиссаров об организации воздушного сообщения Москва — Германия в следующей редакции:
«1. Признать неотложным организацию воздушного сообщения между Москвой и Германией.
2. Поручить Народному Комиссариату Внешней Торговли по согласованию с Народным Комиссариатом Иностранных Дел, Народному Комиссариату Почт и Телеграфов и Главвоздухфлотом войти в переговоры с германскими фирмами по вопросу об организации смешанного русско-германского общества для организации воздушного сообщения Москва — Германия.
Примечание: общие начала и подробные условия деятельности упомянутого в сем пункте общества в пределах РСФСР устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по согласованию с заинтересованными ведомствами.
3. Ассигновать Народному Комиссариату Внешней Торговли для указанной цели (пункт 2-й) 250 000 рублей золотом на организацию и оборудование линии и на первоначальные расходы по её эксплуатации».

21 сентября 1921 г.
в соответствии с договором, заключенным между правительством Советской России и правительством Афганистана, из Термеза в Кабул началась переброска караванным путем двух самолетов. Экспедицию возглавил известный летчик В. Гоппе. В том же году советские авиаторы приступили к подготовке авиационных кадров Афганистана.

1 мая 1922 г.
Состоялось открытие первой международной воздушно—железнодорожной линии МОСКВАБЕРЛИН по маршруту: Москва — Смоленск — Ковно (Каунас) — Кенигсберг (Калининград) протяженностью 1200 км. на самолетах Fokker FIII (Фоккер Ф3) Русско-Германского общества «DERULUFT (ДЕРУЛЮФТ. Регулярные рейсы по первой международной авиалинии России открыл известный российский летчик И. Воедило. В числе первых на этой авиалинии выполняли полеты Н. Шебанов, А. Демченко, Н. Новиков, В. Ефимов, бортмеханики В. Моханов, В. Евдокимов, С. Баранцев, Н. Милованов.

9 февраля 1923 г.
принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день — официальная дата рождения гражданской авиации России.

10 июня 1925 г.
Стартовал большой групповой перелет российских летчиков Россия — Монголия — Китай — Япония по маршруту: Москва — Улан-Батор — Пекин — Токио. В нем участвовало два самолета Р-1, один Р-2, два АК-1 («Правда», «Красный камвольщик»). Преодолев около 7000 километров трудного пути через Урал, Сибирь, Пустыню Гоби и горный хребет авиаторы благополучно приземлились в Пекине. Отсюда два самолета пилотируемые М. Громовым и М. Волковойновым продолжил путь в Токио затратив на это три дня. Перелет Москва — Монголия — Китай — Япония значительно поднял международный престиж молодой российской авиации.

8 июля 1926 г.
в Урга (Улан-Баторе) Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» и Министерство народного хозяйства Монголии подписали соглашение об открытии международной авиалинии Верхнеудинск (Улан-Удэ) — Урга (Улан-Батор). Первый полет выполнил пилот В. Галышев и авамеханик Ф. Грошев.

23 ноября 1927 г.
между Советской Россией и Персией (Ираном) подписан «Протокол о смыке воздушных линий между Союзом Советских Социалистических Республик и Персией». Эксплуатацию авиалинии Баку — Пехлеви и Пехлеви — Баку осуществляли с российской стороны Общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть», с персидской стороны — Германское акционерное общество «Юнкерс». Первые полеты по новой трассе выполняли пилоты А. Туманский, М. Снигерев и А. Коссинский.

28 ноября 1927 г.
Подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между правительством СССР и государством Афганистан по авиалинии Ташкент — Кабул.

1 мая 1928 г.
общество «ДЕРУЛЮФТ» открыло новую авиалинию Ленинград (С. Петербург) — Хельсинки — Ревель (Таллинн) — Рига. Открыл авиалинию пилот П. Захаров.

25 февраля 1932 г. Постановлением СНК СССР № 209 взамен Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота образовано Главное Управление Гражданского Воздушного Флота при Совете Народных Комиссаров Союза ССРГУ ГВФ СНК СССР.


25 марта 1932 г. ГУ ГВФ СНК СССР присвоено условное наименование «АЭРОФЛОТ».

15 мая 1935 г.
в Москве подписано соглашение между правительством СССР и Чехословацкой Республикой об установлении регулярного воздушного сообщения между Москвой и Прагой сроком на десять лет.

31 августа 1936 г.
на самолете АНТ-9 «Крылья Советов» экипаж в составе: командир П. Тимашев, 2-й пилот В. Гуревич, и бортмеханик-радист В. Котов выполнил первый рейс по новой авиалинии Москва – Украина – Румыния – Чехия.

1 июня 1937 г.
между Главным Управлением ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУ ГВФ при СНК СССР АЭРОФЛОТ) и Департаментом почт и телеграфов Министерства сообщения Латвии заключено Соглашение, предоставляющее право Аэрофлоту на эксплуатацию совместно со шведским обществом «Акционболагет Аэротранспот (А.Б.А)» авиатрассы МОСКВАРИГАСТОКГОЛЬМ с посадкой в Риге.

1 июля 1937 г.
между ГУ ГВФ при СНК СССР АЭРОФЛОТ) и шведским акционерным обществом «А.Б.А» был заключен договор по осуществлению совместных регулярных полетов между МОСКВОЙ и СТОКГОЛЬМОМ в обоих направлениях для перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов. Рейсы по маршруту Москва – Великие Луки – Рига – Стокгольм осуществлялись на самолетах: с шведской стороны – «Юнкерс Ю-52» с последующей заменой на «Дуглас» ДЦ-3, и ПС-35 с советской стороны. Рейсы осуществлялись на основе пула, т.е. поступления от перевозок делились между сторонами поровну. Первый рейс по новой авиатрассе выполнил экипаж П. Рыбина.

19 июня 1937 г.
для осуществления руководства международными воздушными сообщениями АЭРОФЛОТА в ГУ ГВФ при СНК СССР создается Управление международными воздушными линиями – УМВЛ. Его возглавил ветеран Аэрофлота Н. Новиков. С 1938 по 1941 годы УМВЛ руководила Герой Советского Союза В. Гризодубова.

9 марта 1939 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Китай.

9 сентября 1939 г.
на основании Соглашения об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Китай и в целях организации работы авиалинии АЛМА-АТАХАМИ (Уйгурская автономия) было создано советско-китайское общество гражданской авиации «ХАМИ-АТА».

11 декабря 1939 г.
было подписано Соглашение между СССР и Болгарией об установлении регулярного воздушного сообщения.

8 января 1940 г.
на основании Соглашения об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Китай советско-китайское общество гражданской авиации «ХАМИ-АТА» на самолете «Дуглас» ДЦ-3 открыло регулярную авиалинию по маршруту: АЛМА-АТАИНИН (Кульджа) – УРУМЧИХАМИ.

8 января 1940 г.
на основании нового Соглашения об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Германия, экипаж П. Кириченко в составе Н. Хорпякова, А. Симирнова, бортрадиста Т. Глушаева на самолете «ПС-84» УМВЛ АЭРОФЛОТ выполнил технический рейс по маршруту: МОСКВАМИНСКБЕЛОСТОККЕНИГСБЕРГ (Калининград) – ДАНЦИГ (Гданьск) – БЕРЛИН. В дальнейшем эта авиалиния обслуживалась совместно с авиакомпанией «Дейче Люфтганза» с стыковкой в аэропорту Кенигсберг (Калининград).

14 марта 1940 г.
на основании соглашения между СССР и Болгарией на самолете «ПС-84 (ЛИ-2)» экипаж под управлением П. Кириченко выполнил первый рейс по маршруту: МОСКВАХАРЬКОВХЕРСОНБУРГАССОФИЯ

2 июля 1941 г.
принят в эксплуатацию аэропорт ВНУКОВО.

летом 1942 г.
в соответствии с Соглашением между правительством Советского Союза и правительством Ирана была открыта авиалиния МОСКВАБАКУТЕГЕРАН, которая эксплуатировалась до конца 1946 г.. Кроме того, по просьбе правительства Ирана советские экипажи в 1944-1945 гг. обслуживали внутренние авиалинии страны из Тегерана в Мешхед, Тавриз и Пехлеви.

осенью 1942 г.
начала действовать воздушная трасса КРАСНОЯРСКУЭЛЬКАЛЬ для перегонки самолетов по лендлизу из США в СССР, протяженностью в 6,5 тысячи километров. Первую перегоночную авиадивизию возглавил Герой Советского Союза И. Мазурук. Начальником Управления трассы был назначен заместитель начальника ГУГВФ И. Семенов.

летом 1944 г.
для обслуживания штаба Народно-Освободительной Армии Югославии была сформирована авиагруппа в составе двенадцати самолетов «C-47 (Си-47)», в которую вошли лучшие экипажи фронтовых подразделений Аэрофлота. Авиагруппу возглавил пилот Аэрофлота П. Еромасов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга, звания Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии были присвоены командиру корабля А. Шорникову, пилоту Б. Калинкину и штурману П. Якимову. Звания Героя Советского Союза были удостоены командиры кораблей Д. Езерский, П. Михайлов, В. Павлов, В. Шипилов.
Экипажи фронтовых частей Аэрофлота принимали участие в выполнении ответственных заданий по обслуживанию конференций глав правительств трех держав – СССР, США, и Великобритании в Тегеране (1943 г.) в Крыму и Потсдаме (1945 г.)

в августе-сентябре 1944 г.
в Думбартон-Оксе (Вашингтон) состоялась конференция представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о создании международной организации безопасности. Советскую делегации на конференцию доставил самолет Аэрофлота. Этот рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Г. Бенкунского, второго пилота Н. Максименко, бортмеханика П. Борисова, и бортрадиста В. Глазкова.

В ночь 9 мая 1945 г.
из Берлина в Москву доставлен исторический документ – акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Высокой чести доставить его в столицу нашей Родины был удостоен экипаж самолета «Ли-2» ГВФ, который возглавил командир авиаполка ГВФ А. Семенков.

в июне 1945 г.
вместо существовавшего до войны ГВФ Управления международных воздушных линий – ГВФ УМВЛ, которое с началом ВОВ на территории СССР практически перестало действовать, было создано Управление Международных Воздушных Сообщений ГВФУМВС ГВФ. Его возглавляли в послевоенные годы Н. Тугаринов, Г. Столяров, В. Данилычев.
К концу 1945 года была организована работа международных воздушных линий по следующим направлениям: Москва – Варшава – Берлин, Москва – Варшава – Прага, Москва – Будапешт – Белград, Москва – Будапешт – Вена, Москва – Бухарест – София, Иркутск – Улан-Батор, Ташкент – Кабул, Алма-Ата – Хами.
Всего за период Великой Отечественной войны по международным линиям УМВЛ ГУГВФ Аэрофлот было перевезено более 32 300 пассажиров, 222 тонн почты, свыше 1800 тонн грузов.

8 августа 1945 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании советско-румынского акционерного общества гражданской авиации «ТАРС». Советская Россия внесла в виде основного капитала семнадцать самолетов «Ли-2» и десять самолетов «По-2», а также наземную технику и другое необходимое оборудование.

17 ноября 1945 г.
образовано Маньчжурское управление ГВФ чтобы связать воздушным сообщением Читу и Владивосток с городами Китая.

29 марта 1946 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании советско-венгерского акционерного общества «МАСОВЛЕТ». Советская Россия предоставила в распоряжение общества одиннадцать самолетов «Ли-2» и двадцать самолетов «По-2», необходимое оборудование.

25 октября 1946 г.
подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции об установлении регулярного воздушного сообщения между Москвой и Стокгольмом. Авиалиния обслуживалась совместно авиакомпаниями «АБ Аэротранспорт» на участке Стокгольм – Хельсинки и ГУ ГВФ «Аэрофлот» на участке Москва – Ленинград – Стокгольм.

в декабре 1946 г.
в аэропорту Внуково сформирована отдельная авиагруппа международных воздушных сообщенинй –
19-й отдельный транспортный авиаполк. В состав группы, которую возглавлял А. Семенков, вошли опытные пилоты фронтовых подразделений ГВФ Д. Езерский, В. Павлов, П. Михайлов, В. Шипилов, И. Ярошенко и другие.

1 февраля 1947 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании югославско-советского транспортно-авиационного общества «ЮСТА».

12 октября 1948 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании советско – северо корейского акционерного общества гражданской авиации «СОКАО». Общество предусматривало эксплуатацию авиалиний из Пхеньяна во Владивосток.

3 ноября 1948 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании болгаро-советского транспортно-авиационного общества Транспортное Болгарско Советское Общество «ТАБСО». С помощью СССР в Народной Республики Болгарии в короткие сроки была создана материально-техническая база гражданской авиации республики, открыты полеты по внутренним и международным авиалиниям.

27 марта 1950 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании советско – китайского акционерного общества гражданской авиации «СКОГА». Общество было образовано на паритетных началах и предусматривало эксплуатацию авиалиний из Пекина в Иркутск, Читу и Алма-Ату.

в апреле 1952 г.
«СОКАО» начало выполнять регулярные рейсы по маршруту: Пхеньян – Чита.

1 мая 1952 г.
«СКОГА» открыло регулярные авиалинии Пекин – Иркутск и Пекин – Алма-Ата

15 мая 1952 г.
на основании нового Соглашения между СССР и Китайской Народной Республикой ГУ ГВФ «Аэрофлот» и «СКОГА» открыли регулярную стыковочную авиалинию Москва – Иркутск и Иркутск – Улан-Батор – Пекин. Авиалиния была прообразом Транссибирской авиалинии в виду того что расписанием предусматривала стыковку рейса Будапешт – Москва в Москве.

1 сентября 1953 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» и «СОКАО» открыли регулярную стыковочную авиалинию Москва – Иркутск – Чита и Чита – Шеньян – Пхеньян.

29 июня 1954 г.
между Правительством СССР и Правительством Французской Республики подписано первое коммерческое соглашение об организации стыковочной в Праге авиалинии Москва – Париж. Участок Париж – Прага обслуживала «Эр Франс», участок Москва – Прага обслуживал ГУ ГВФ «Аэрофлот».

28 февраля 1955 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Чехословакией, предоставляющее право авиакомпании «ЧСА» выполнять регулярные рейсы в Москву.

19 октября 1955 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Финляндией. Авиакомпании «АЭРО» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву и Ленинград (Санкт-Петербург).

9 ноября 1955 г.
подписано Соглашение об коммерческом сотрудничестве в области воздушного сообщения между СССР и Австрией.

19 ноября 1955 г.
подписано Соглашение об коммерческом сотрудничестве в области воздушного сообщения между СССР и Великобританией.

6 декабря 1955 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Албанией.

27 января 1956 г.
подписано Соглашение об коммерческом сотрудничестве в области воздушного сообщения между СССР и Швейцарией.

24 марта 1956 г.
подписано Соглашение об установлении прямого регулярного воздушного сообщения между СССР и Афганистан по маршруту: Москва – Ташкент – Кабул. Авиакомпании «АРИАНА» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Ташкент.

31 марта 1956 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР, Швецией, Данией и Норвегией. Авиакомпании «САС» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву, Ленинград (Санкт-Петербург).

18 июня 1956 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Германской Демократической Республикой. Авиакомпании «Дейче Люфтганза» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

12 октября 1956 г.
на международные трассы ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» вышел реактивный пассажирский самолет «ТУ-104». «Ту-104» СССР-Л5414 выполнил первый регулярный пассажирский рейс АФЛ-05/06 Москва – Прага. Экипаж самолета возглавил Б. Бугаев, К. Сапелкин.

15 октября 1956 г.
на «Ту-104» ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» советская делегация отправилась с рабочим визитом в Бирму по маршруту Москва – Ташкент – Дели – Рангун.

31 октября 1956 г.
подписано Соглашение об коммерческом сотрудничестве в области воздушного сообщения и организации перевозок транзитных пассажиров между СССР и Нидерландами.

4 ноября 1956 г.
на основании Соглашения между СССР и Австрией ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» на «Ил-14» открыл регулярную авиалинию Москва – Киев – Вена.

21 ноября 1956 г.
подписано новое Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Австрией. Авиакомпании «АУА» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

7 декабря 1956 г.
«Ту-104» СССР-Л5419 выполнил первый стыковочный регулярный рейс АФЛ-06 Париж – Прага – Москва – Пекин.

14 апреля 1957 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ил-14» открыл регулярную авиалинию Ленинград — Хельсинки

4 сентября 1957 г.

«Ту-104» СССР-Л5438 ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» выполнил технический рейс Москва – Лондон – Кефлавик – Гуз-Бей – Нью-Йорк (а/б. Макгайр)

19 декабря 1957 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Великобританией.

2 июня 1958 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Индией. Авиакомпании «Эйр Индия» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

5 июня 1958 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бельгией. Авиакомпании «САБЕНА» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

17 июня 1958 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Голландией. Авиакомпании «КЛМ» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

26 июня 1958 г.
подписано новое Соглашение об установлении прямого воздушного сообщения между СССР и Французской Республикой. Авиакомпании «ЭР ФРАНС» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

11 сентября 1958 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Объединённой Арабской Республикой (Египет). Авиакомпании «МЫСРЭЙР» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

7 февраля 1959 г.
ГУ ГВФ вступило в международное общество авиационной электросвязи («СИТА»), что позволило Аэрофлоту использовать сеть электросвязи общества для бронирования мест, своевременной и полной информации о движении самолетов гражданской авиации на международных воздушных трассах.

3 марта 1959 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ту-104» открыл регулярную авиалинию проходящую над территорией КНР по маршруту Москва – Омск – Иркутск – Чита – Пхеньян

16 мая 1959 г.
в соответствии с Соглашением между СССР и Великобританией ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ту-104» открыл регулярную авиалинию проходящую по маршруту Москва – Лондон. Авиакомпании «БЕА» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

2 июня 1959 г.
«Ту-114» совершил первый международный беспосадочный спецрейс. За 3 часа 15 минут он пролетел по маршруту Москва – Тирана, преодолев расстояние в 2500 км. Первыми полеты на «Ту-114» освоили пилоты К. Сапелкин, Н. Шапкин, Х. Цховребов, И. Рышков, А. Витковский.

28 июня 1959 г.
«Ту-114» совершил первый спецрейс по маршруту Москва – Нью-Йорк.

5 января 1960 г.
Самолет «Ил-18» начал выполнять регулярные рейсы из аэропорта Шереметьево по международным авиалиниям. В этот день ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ил-18» выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва – Бухарест – София.

18 января 1960 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ил-18» выполнил первый технический беспосадочный рейс по маршруту Москва – Каир. Трасса протяженностью свыше 4 тысяч км. преодолена за 7 часов 24 мин.

в июне 1960 г.
открылся для обслуживания пассажиров международный терминал в аэропорту «Шереметьево».

5 июня 1960 г.
на «Ил-18» отправлена гуманитарная помощь пострадавшим во время землетрясения в Чили по маршруту Москва — Рим — Рабат — Дакар — Ресифи — Буэнос-Айрес — Сантьяго

2 ноября 1961 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Индонезией.

2 декабря 1961 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ил-18» выполнил первый технический рейс по маршруту Москва – Джакарта. Трасса протяженностью около 11 тысяч км.

14 января 1962 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Гвинейской республикой.

20 марта 1962 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мали.

27 марта 1962 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Королевством Марокко.

20 июля 1962 г.
«Ту-114» ГУ ГВФ «Аэрофлот» прибыл техническим рейсом в Гавану.

11 сентября 1963 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» на «Ил-18» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Белград – Рабат – Конакри – Аккра (Гана). Трасса протяженностью 12 тысяч км.

7 октября 1963 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Пакистаном. ГУ ГВФ «Аэрофлот» было предоставлено право использовать маршрут Москва – Карачи как резервный для полетов советских самолетов в Дели, Рангун и Джакарту. Авиакомпании «ПИА» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

22 октября 1963 г.
подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Сомали.

2 ноября 1963 г.
ГУ ГВФ «Аэрофлот» Рейсом СУ-07/08 по маршруту Москва – Стокгольм начал эксплуатацию самолета «Ту-124» на международных авиалиниях.

20 января 1964 г.
«Ту-124» СССР-45044 отправился в Бамако для участия в Советской торгово-промышленной выставке по маршруту
Москва — Симферополь — Каир — Хартум — Форт-Лами — Ниамей — Бамако.

2 февраля 1964 г.
решением коллегии ГУ ГВФ на базе международной авиагруппы Московского транспортного управления и Шереметьевского аэропорта создается новое авиапредприятие – Транспортное управление международных воздушных линий (ТУМВЛ). На него была возложена летно-техническая и коммерческая эксплуатация международных линий Аэрофлота.

8 февраля 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного между СССР и Ливией.

21 февраля 1964 г.
На основании соглашения между СССР и Алжиром «Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию:
Москва – Белград — Алжир.

22(23) февраля 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Цейлон.

29 февраля 1964 г. подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Кипром.

12 марта 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Тунис.

14 марта 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию Москва – Ташкент – Карачи — Коломбо.

1 апреля 1964 г.
«Ту-124» начал выполнять регулярные рейсы «Аэрофлота» на авиалинии Москва – Варшава.

2 апреля 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бирмой.

2 апреля 1964 г.
авиакомпания «АУА» начала эксплуатацию самолетов «Каравелла» на авиалинии Вена — Варшава — Москва

4 апреля 1964 г.
«Финнэйр» на самолете «Каравелла» начала выполнять регулярные рейсы на авиалинии Хельсинки – Ленинград.

8 мая 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию Москва – Тунис.

10 мая 1964 г.
авиакомпания «ПИА» на Боинг-720 открыла регулярную авиалинию Карачи – Москва – Франкфурт-на-Майне – Лондон.

1 июня 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Алжиром. Авиакомпании «Эйр Элжери» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Москву.

6 июня 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ту-104» выполнил технический рейс по маршрут Москва — Варшава (Окенче).

6 июня 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ту-114» спецрейсом доставил болельщиков по маршруту Москва — Берлин (Шенефельд).

16 июля 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию Москва – Дамаск — Багдад.

23 июля 1964 г.«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию Москва – Никосия.

17 августа 1964 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Ираном.

3 сентября 1964 г. Для приёма пассажиров открылся новый терминал аэропорта Шереметьево.

26 сентября 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ту-114» выполнил спецрейс доставив спортсменов на олимпиаду в Японию по маршруту Москва — Хабаровск/Хабаровск — Токио.

1/2 октября 1964 г.
«Эйр Индия» на «Боинг-707» открыла регулярную авиалинию Дели – Москва – Лондон

7/8 октября 1964 г. на основании соглашения между СССР и Индией «Эйр Индия» на Боинг-707 открыла регулярную авиалинию Бомбей — Дели – Москва – Лондон.

19 октября 1964 г.
для доставки делегации 57-й конференции ФАИ на приеме у космонавтов в Москве выполнен спецрейс Тель-Авив – Москва.

22 октября 1964 г. для доставки труппы Большого театра «Аэрофлот» на «Ту-114» СССР-76486 выполнил спецрейс по маршруту Москва — Милан.

1 ноября 1964 г.
«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл новую регулярную авиалинию Москва – Тегеран – Карачи — Коломбо — Джакарта.

23 февраля 1965 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Италией.

2 мая 1965 г.
«Аэрофлот» на «Ту-104» открыл регулярную авиалинию Москва – Рим.

31 июля 1965 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Сенегал.

19 августа 1965 г.
«Аэрофлот» на «Ту-114» начал регулярные рейсы по маршруту Москва – Конакри – Аккра.

5 ноября 1965 г.
подписано соглашение между СССРУганда, Танзания и Кения об установлении регулярного воздушного сообщения.

с сентября по декабрь 1965 г. и в январе 1966 г.
в Токио проходили переговоры об открытии Транссибирской магистрали.

8 декабря 1965 г.
подписано соглашение между «Аэрофлот» и «Эр Франс» об открытии регулярной грузовой авиалинии Москва — Рига — Париж.

24 декабря 1965 г.
на «Ил-18» выполнен спецрейс Москва — Перт — станция Мирный.

25 декабря 1965 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Центральной Африканской Республикой.

21 января 1966 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Японией.

28 января 1966 г.
в терминале аэропорта Шереметьево открылся для обслуживания посадочный павильон – дебаркадер.

3 февраля 1966 г.
«Аэрофлот» на «Ан-12» открыл регулярную грузовую авиалинию по маршруту Москва — Рига — Париж.

8/9 февраля 1966 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Ливан.

4 апреля 1966 г.
в результате советско-китайских переговоров на между правительственном уровне подписано новое соглашение об организации воздушного сообщения между СССР и Китай.

11 июля 1966 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения с Канадой.

11 августа 1966 г.
«Ту-114» отправился в технический рейс по маршруту:
Москва – Токио.

15 сентября 1966 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62» выполнил технический рейс Москва – Монреаль – Нью-Йорк.

4 ноября 1966 г.
на основании соглашения между СССР и Канадой «Аэрофлот» на «Ту-114» открыл регулярную авиалинию Москва – Монреаль.

4 ноября 1966 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения с США.

9 февраля 1967 г.
начало эксплуатации самолетов «Ил-62» на международных авиалиниях. «Аэрофлот» на «Ил-62» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Прага.

17/20 апреля 1967 г.
«Аэрофлот» и «Джал» на «Ту-114» открыли регулярную авиалинию Москва – Токио.

21 апреля 1967 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Йемен.

8 июня 1967 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Швейцария.

12 сентября 1967 г. началась эксплуатация самолетов «Ту-134» на международных авиалиниях «Аэрофлота». «Аэрофлот» на «Ту-134» начал выполнять регулярные рейсы по маршрут Москва – Стокгольм.

15 июля 1968 г.
на основании соглашения между СССР и США «Аэрофлот» на «Ил-62» CCCP-86671 открыл регулярную авиалинию Москва – Монреаль – Нью-Йорк.

8 августа 1968 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Сингапур.

24 октября 1968 г.
подписано распоряжение об организации воздушного коридора над территорией Сибири для полетов самолетов иностранных авиакомпаний при следовании из государств Северной и Западной Европы в Японию с промежуточной посадкой в Москве. Постановление об открытии на территории СССР международной воздушной авиалинии над Сибирью получившей наименование Транссибирская авиа магистраль.

7 февраля 1969 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Южный Йемен.

13 мая 1969 г.
подписано дополнение к соглашению об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Тайландом.
Авиакомпании «Аэрофлот» предоставлено право выполнять регулярные рейсы в Тайланд и по Трансазиатской авиа магистрали.

20 июня 1969 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Вьетнамом.

4 сентября 1969 г.
подписано соглашение между СССР и Кувейтом об предоставлении «Аэрофлот» право выполнять промежуточные технические посадки.

27 декабря 1969 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Малайзией.

28 марта 1970 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62» открыл регулярную авиалинию по Транссибирской авиа магистрали:
Париж – Москва – Токио

30 марта 1970 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Лаос.

11 июня 1970 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Иорданией.

31 июля 1970 г.
«Аэрофлот» на «Ил-18» открыл регулярную авиалинию:
Москва – Вена – Триполи – Лагос.

12 августа 1970 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Федеративной Республикой Германия.

7 декабря 1970 г.
подписано новое соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бирмой.

29 января 1971 г.
на базе Транспортного управления международных воздушных линий и Центра международных расчетов МГА было образовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота – ЦУ МВС.

с 1 апреля 1971 г.
согласно достигнутых договоренностей между СССР и США «Аэрофлот» на «Ил-62» начал выполнять регулярные рейсы по маршрутам Москва – Амстердам – Нью-Йорк, Москва – Ленинград – Амстердам – Нью-Йорк, Москва – Париж – Монреаль – Нью-Йорк.

6 мая 1971 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Тайланд.

11 ноября 1971 г.
подписано соглашение об установление регулярного воздушного сообщения между СССР и Федеративной Республикой Германия.

в марте 1972 г.
в Чили подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Чили.

4 февраля 1972 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Франкфурт-на-Майне.

2 апреля 1972 г.
началась эксплуатация самолетов «Ту-154» на международных авиалиниях «Аэрофлота».

22 января 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Грецией.

27 мая 1973 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Рабат – Гавана – Лима – Сантьяго (Чили).

31 мая 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Экваториальная Гвинея.

1 августа 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и НДР Йемен.

25 (23) августа 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бангладеш.

7 ноября 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бурунди.

23 ноября 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Маврикий.

30 ноября 1973 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Руанда.

6/7 апреля 1974 г.
подписано соглашение об установлении воздушного сообщения между СССР и Заир.

8 июня 1974 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Чад.

15 июля 1974 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мавританией.

29 октября 1974 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Ливией.

в декабре 1974 г.
«ЦУМВС» и Болгарская авиакомпания «БАЛКАН» подписали договор об социалистическом соревновании за превращение авиалинии Москва – София в образцовую. Новую форму сотрудничества поддержали авиакомпании «ЧСА» (Чехия и Словакия), «МАЛЕВ» (Венгрия), «ИНТЕРФЛЮГ» (Германская Демократическая Республика), «ЛОТ» (Республика Польша).

1 января 1975 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Эль-Кувейт – Коломбо (Шри-Ланка).

1 января 1975 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Люксембург.

21 февраля 1975 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Гвинея-Бисау.

18 июня 1975 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62М» совершил полет по маршруту Валерия Чкалова Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). На его борту находились Г. Байдуков и А. Беляков, принявшие участие в открытии мемориала в Ванкувере в честь героического перелета экипажа В. Чкалова в 1937 году. Этот рейс выполнил экипаж под руководством командиров кораблей А. Витковского и Ю. Зеленкова. Этим рейсом было положено начало организации Трансполярной воздушной трассы, которая работает сегодня обеспечивая полет воздушных судов иностранных авиакомпаний в направлении США – Азия – США. Эта авиатрасса дала импульс развития аэропортов Восточной Сибири Чукотки и Камчатки.

10 июня 1975 г.
«Аэрофлот» на «Ту-154» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Мурманск – Лонгиёр (архипелаг Шпицберген).

8 декабря 1975 г.
в «ЦУМВС» началась опытная эксплуатация «Ил-62» и «Ил-62М» оборудованных системой автоматизированного захода на посадку по минимуму II категории «ИКАО», что значительно повысило регулярность полетов.

7 декабря 1975 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Бенин.

12 февраля 1976 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мозамбик.

2 марта 1976 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Островом Зеленого Мыса.

15 марта 1976 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Ангола.

12 мая 1976 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Испания.

18 марта 1977 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мадагаскар.

26 марта 1977 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Эфиопией.

5 апреля 1977 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62М» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – остров Сал.

9 июня 1977 г.
«Аэрофлот» на «Ил-62М» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Мехико.

12 июля 1977 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Замбия.

19 марта 1978 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Кувейт.

5 апреля 1978 г.
«Аэрофлот» на «Ил-76Т» начал выполнять регулярные грузовые рейсы по маршруту Москва – София.

15 декабря 1978 г.
«Аэрофлот» на «Ил-76Т» начал выполнять регулярные грузовые рейсы по маршруту Москва – Люксембург.

20 декабря 1978 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Ямайка.

16 июля 1979 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Кампучия.

11 ноября 1979 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Камерун.

в январе 1980 г.
в аэропорту Шереметьево сдан в эксплуатацию терминал № 2.

23 января 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного транзитного воздушного сообщения между СССР и Ирландия.

19 марта 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Никарагуа.

3 апреля 1980 г.
выполнен первый рейс из терминала «Шереметьево-2» «Ил-62» по маршруту Москва – Гавана.

6 мая 1980 г.
состоялось торжественное официальное открытие терминала «Шереметьево-2».

14 августа 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Сьерра Леоне.

24 октября 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Либерией.

21 ноября 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Сейшельские острова.

5 декабря 1980 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Уганда.

c июля 1981 г.
«Аэрофлот» начал эксплуатацию самолета «Ил-86» на международных авиалиниях. «Ил-86» начал выполнять регулярные рейсы по маршруту Москва – Берлин.

8 октября 1981 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мальта.

1 января 1982 г.
подписано административное разрешение об предоставлении возможности «Аэрофлот» выполнять чартерные рейсы между СССР и ОАЭ.

24 июня 1982 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Джибути.

23 января 1983 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Мальдивы.

17 февраля 1983 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Кения.

1 апреля 1983 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Верхняя Вольта.

17 июня 1983 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Тоголезсской Республикой.

23/25 апреля 1985 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республикой Сан-Томе и Принссипи.

25 ноября 1986 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Зимбабве.

7 июня 1990 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Словения.

7 июля 1990 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Хорватия.

29 мая 1991 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Республика Корея.

8 декабря 1991 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Катар.

10 декабря 1991 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Венесуэла.

9 апреля 1992 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Намибия.

20 июля 1992 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Филиппины.

3 августа 1992 г.
подписано соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения с ЮАР.

автор страницы
М. Парамонников
airlines26@mail.ru