К 90 ЛЕТИЮ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

ПАРИЖ-МОСКВА-ПЕКИН

5 декабря 1956 года авиакомпания «ЭР ФРАНС» приняла к перевозке специальный почтовый конверт

с надписью

которая дословно переводится как: «АВИАПОЧТА АЭРОФЛОТА на реактивном «ТУ-104» Прага – Москва – Пекин. Быстрая связь ФРАНЦИЯКИТАЙ. Открытие обслуживания».

29 июня 1954 года между СССР и Французской республикой подписывается первое соглашение об установлении воздушного сообщения между Москвой и Парижем. Соглашением предусмотрена совместная эксплуатация авиалинии. ГУ ГВФ «Аэрофлот» выполняет полеты на участке Москва – Прага, «ЭР ФРАНС» выполняет полеты по участку Париж – Прага. В Праге организовывается стыковка (трансфер) рейсов. В Соглашении указаны коммерческие права о наземном обслуживании самолетов и транзитных пассажиров в пунктах стыковок.
10 декабря 1955 г.
это Соглашение об стыковочных рейсах в Праге между СССР и Францией для организации перевозок на авиалинии Москва – Париж вступило в силу.
с 1 августа 1954 года стыковочный сервис Париж – Прага – Москва начал работу.

«ЭР ФРАНС», равно как и «АБ Аэротранспорт (далее САС)» с 1939 г., планировала организовать полеты в Азию через территории СССР. Переговоры велись с 1937 года. В реальности согласно достигнутых договоренностей между странами Европы и СССР к 1940 году (на регулярной основе с 8 января 1941 г.) перевозка почты и пассажиров из Европы в Китай осуществлялась по схеме: «Дейче Люфтганза» доставляла почту и пассажиров в Кенигсберг, где происходила стыковка с рейсом на Москву. «Аэротранспорт» совместно с ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» доставляли почту и пассажиров из Стокгольма в Москву. Из Москвы регулярным рейсом в Алма-Ату. «ХАМИ-АТА» далее доставляла почту и пассажиров в Хами к стыковочному рейсу с самолетом общества «Eurasia» откуда почта и пассажиры доставлялись в Пекин.

С. Павлов в своей книге «Открывая мир для полетов»

подробно рассказывает об всех процессах установления прямого воздушного сообщения между СССР и Французской Республикой, а также об организации Транссибирской авиа магистрали Европа – СССР – Япония.

Тенденциями к организации Транссибирской авиамагистрали, способствовало развитие деятельности СССР в области воздушных перевозок в странах Восточной Европы и в Китай.

27 марта 1950 г.
подписано межправительственное Соглашение об основании советско – китайского акционерного общества гражданской авиации «СКОГА». Общество было образовано на паритетных началах и предусматривало эксплуатацию авиалиний из Пекина в Иркутск, Читу и Алма-Ату.

Так в мае 1952 года в результате организации совместного акционерного общества «СКОГА» ГУ ГВФ «Аэрофлот» организовал работу стыковочной авиалинии Пекин – Москва – Будапешт по расписанию один раз в неделю с воскресенья на понедельник стыковка в Москве при следовании пассажиров из Пекина в Будапешт.

Полеты на участке Будапешт – Москва – Иркутск выполнялись на поршневых самолетах «Ил-12», на участке Иркутск – Пекин «Ли-2». Сервис был малоэффективным ввиду больших интервалов между рейсами (Будапешт – Пекин остановка в Москве одни сутки), ночевками на участке Москва – Пекин – Москва и дополнительной стыковкой рейса в Иркутске.

В январе 1955 года ГУ ГВФ «Аэрофлот» и ГУГА КНР именуемое «Минхандьюй» обеспечили регулярную работу стыковочного сервиса Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин.

Важным событием 1956 года несомненно было выход на международные регулярные авиалинии ГУ ГВФ «Аэрофлот» реактивного пассажирского самолета «ТУ-104».
12 октября 1956 г.
на международные трассы ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» вышел реактивный пассажирский самолет «ТУ-104». «ТУ-104» СССР-Л5413 выполнил первый регулярный пассажирский рейс АФЛ-05/06 Москва – Прага. Экипаж самолета возглавил Б. Бугаев, К. Сапелкин.

Расписание первого рейса «ТУ-104» АФЛ-05/06 Москва – Прага – Москва.

Использование «ТУ-104» на стыковочном рейсе Москва – Прага – Париж ускорило доставку пассажиров из Парижа в Москву. ГУ ГВФ «Аэрофлот» в начале декабря 1956 г. на «ТУ-104» выполнил первые рейсы по маршруту Прага – Москва – Омск – Иркутск – Пекин обеспечив его стыковку с рейсом «ЭР ФРАНС» Париж – Прага по действовавшему зимнему расписанию. Рейс АФЛ-05/06 начинался из столицы Китайской Народной Республики.

7 декабря 1956 г. «ТУ-104» СССР-Л5415 выполнил первый стыковочный регулярный рейс АФЛ-06 Париж – Прага – Москва – Пекин.

Ввиду случаев задержки рейсов на участке Париж – Прага – Париж с 1 апреля 1957 года расписание было изменено.

Расписание движения самолетов на участках авиалинии Пекин - Москва - Прага - Париж. Рекламные расписания ГУ ГВФ Аэрофлот, ГУ ГВФ КНР СААС, Эр Франс 1 апреля 1957 г.

Корреспонденты журнала «Гражданская авиация» сделали фоторепортаж этого первого рейса опубликовав его в журнале № 1 1957 г.

На этой странице вы сможете ознакомиться с материалами из этого номера.

Так начинался реактивный сервис на Транссибирской авиа магистрали.

автор страницы
М. Парамонников
airlines26@mail.ru

Обновлено 4.12.13